Сущность нравственного воспитания (Б. Колберг, В.В. Субботский), взаимосвязь интеллектуального и морального развития

Важным при организации нравственного воспитания детей является вопрос о том, каким образом можно добиться преобладания моральной мотивации над эгоистической и тем самым соблюдения норм. Так как в самой модели факторы, определяющие сравнительную силу этих двух систем мотивации, отсутствуют, они могут быть заданы только извне, в том числе и путем наложения на данную модель других теоретических схем. В связи с этим исследователями широко практикуются попытки объяснить преобладание моральной мотивации с помощью классической модели научения — торможения нежелательных форм поведения путем наказания и стимулирования желательных путем награды. Наложение данной схемы на мотивационную модель морального выбора означает, что нарушение ребенком норм должно сопровождаться наказанием, а их соблюдение — наградой. Однако это рассуждение сразу же обнаруживает противоречие между принципом награды - наказания и моральным смыслом соблюдения норм. Если соблюдение норм будет награждаться, награды и станут мотивом морального поведения. Но это значит, что таким путем будут формироваться не моральные, а прагматические мотивы соблюдения норм. Известный исследователь морального развития Л. Кольберг, рассматривая мотивы морального поведения, относит соблюдение норм из страха наказания или желания получить награду к «преморальному» уровню развития, т. е. предшествующему появлению подлинно моральной мотивации (Kohlberg L.,

47

1964). Это же различение прагматических и моральных мотивов проводится Е. В. Субботским (1983).

С.Г. Якобсон подчеркивает, что среди многочисленных работ, выполненных в русле концепции научения благодаря награде-наказанию, нет исследований, в которых бы строго экспериментально изучалась роль награды в становлении способности к правильному моральному выбору. Что касается наказаний за нарушения норм, то они не противоречат моральному смыслу нормосообразного поведения. Как бы затормаживая действие эгоистических мотивов, они облегчают тем самым действие моральных независимо от происхождения последних.

В своей теории Б. Колберг рассматривает нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития.

Таблица - Уровни нравственного воспитания по Б. Колбергу.

В экспериментах Е. В. Субботского сравнивались два стиля воспитания 4-7-летних детей: позволительно-альтруистический, стимулирующий бескорыстное отношение к товарищам, и прагматический, основанный на принципе взаимного обмена. Оказалось, что в первом случае у ребенка интенсивнее формируются внутренние моральные побудители (совесть), во втором же нравственные поступки часто совершаются лишь при наличии прямого поощрения или в присутствии так называемых «социализаторов» - взрослых или старших детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: