Основные теоретические положения клиент-центрированного консультирования, теории самоактуализации, жизнеизменяющей психотерапии, гештальт-подхода

Личностно-центрированная терапия (Карл Роджерс). Центральная гипотеза – потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание.

Основные концепции теории личности К. Роджерса: люди определяют самих себя, проводя наблюдения и оценивая свой опыт; индивид существует в постоянно изменяющемся мире; стремление к улучшению здоровья и самоактуализации является частью человеческой природы; термины соответствие и несоответствие отражают степень совпадения между коммуникацией, опытом и его осознанием; потребность в позитивном отношении или в любви универсальна; четыре базовых элемента создают фундамент выгодных и осмысленных отношений; здоровый человек осознает свои эмоции, независимо от того, выражены они или нет; полноценно функционирующая личность – это личность, находящаяся в процессе изменения.

Теория самоактуализации А. Маслоу. Всю свою работу А. Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Основу учения А. Маслоу составляет теория самоактуализации.

Потребность в самоактуализации выступает как высшая человеческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности. А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей. Согласно этой концепции, высшие (вышележащие) потребности могут направлять поведение человека лишь в той степени, в какой удовлетворены более низшие..

Жизнеизменяющая психотерапия (Джеймс Фридерик Томас Бьюдженталь). Важнейшие положения: 1. Жизнеизменяющая психотерапия – это работа клиента и психолога над тем, чтобы помочь первому проанализировать способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы жизни, и попытаться пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы они сделали жизнь клиента более аутентичной и, тем самым, – более реализованной. 2. Роль психолога – не в том, чтобы лечить, исправлять или менять клиентов, а в том, чтобы помочь клиентам проявлять способность к собственному внутреннему зрению. 3. В работе по внутреннему поиску идеальное условие для клиента – быть интенсивно присутствующим, т.е. быть искренне и почти полностью в данном моменте и в том, что происходит.

Гештальт-подход (Фредерик Перлз). Цель гештальт-терапии заключается в том, чтобы помочь человеку обрести самого себя, стать аутентичным – подлинным, уникальным, способным быть самим собой и жить полной жизнью, стремиться к своему неповторимому стилю жизни, и т.п.

Основной аспект философии гештальт-терапии – аспект актуальности, поскольку ответственность и осознанность неотделимы от настоящего времени. Соответственно, одна из основных техник в гештальт-терапии – концентрация на настоящем, «здесь и сейчас».

Согласно взглядам гештальт-терапии, в основе всех нарушений лежит ограничение способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма.

Понимание Человека в рамках экзистенциального подхода.

Центральное место в философии экзистенциализма занимает изучение человека как субъекта и его субъективных переживаний своего существования.

Серен Обю Кьеркегор: единственная реальная проблематика касается, по С. Кьеркегору, проблем, которые человек решает сам внутри себя. Человеческая жизнь сводится к его выбору.

Мартин Хайдеггер: по мнению М. Хайдеггера, подлинное (аутентичное) существованиеначинается с «тревоги». Кроме того, подлинное существование определяется М. Хайдеггером как «бытие–к–смерти».Человек умирает, никогда не будучи «завершенным», и в тоже самое время он всегда достаточно стар, чтобы умереть. Понимание собственной смертности совершает своего рода «внутреннюю революцию» в человеке, заставляя экзистенцию обратиться к собственным возможностям. Тревожное стояние лицом к лицу с небытием открывает собственное существование в его подлинности и свободе. Это свобода от иллюзии повседневности, «свобода–к–смерти».

Жана-Поль Сартр: главным понятием собственной системы он делает понятие свободы, которую определяет как выбор своего бытия: человек – ничто, поэтому он таков, каким он себя свободно выбирает (свобода выражается в возможности выбирать свое отношение к данной ситуации). будущее налично в настоящем, а прошлое не властно ни над настоящим, ни над будущим. Что же тогда “определяет” человеческое бытие? Смысл. Смысл, однако, в экзистенциальной картине мира не есть некая рационалистически истолкованная цель деятельности, как это было в немецкой классической философии. Смысл – категория не деятельности, а бытия, заданная не в плоскости достижения, а в плоскости полноты и глубины отношения к жизни, проживания ее как целостности и ценности.

Можно сказать, что экзистенциализм внес новые изменения в бытие человека как личности: свобода и ответственность; поиски смысла, бессмысленность жизни; полнота бытия (самореализации) и осознание смерти и небытия; осознание одиночества, заброшенности и переживание общения как ценности, а также – переживание персонального “Я” как ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: