Вопрос Опасности связанные с эксплуатацией транспортных средств

Любое транспортное средство - это источник повышенной опасности. Человек, пользующийся услугами транспортного средства, находится в зоне повышенной опасности. Это обусловлено возможностью ДТП, катастрофами и авариями поездов, самолетов, автомобилей, морских и речных транспортных средств, травмами при посадке или высадке из транспортного средства и во время их движения.

Автомобильный транспорт в мире ежегодно приводит к гибели вследствие ДТП около 250 тыс. человек и в 30 раз большее количество людей получают травмы. В целях защиты жизни и здоровья граждан, создания безопасных и комфортных условий для участников движения и охраны окружающей природной среды в Украине был принят Закон «О дорожном движении», который определяет правовые и социальные основы дорожного движения.

С момента возникновения авиации возникла проблема обеспечения безопасности авиаполетов. В отличие от других видов транспорта отказ двигателей в полетах практически всегда приводит к неминуемым катастрофическим последствиям. В среднем ежегодно в мире происходит около 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж. Последствия при авиакатастрофах для пассажиров могут быть: от слабого невротического шока до тяжелых многочисленных травм. При катастрофах некоторых травм можно избежать, если придерживаться определенных рекомендаций, увеличивающих шансы на спасение в любой ситуации.

Пассажиры железнодорожного транспорта также находятся в зоне повышенной опасности. Зонами повышенной опасности на железнодорожном транспорте являются: железнодорожное полотно, переезды, посадочные платформы и вагоны, в которых пассажиры осуществляют переезды. Постоянную опасность представляют система электроснабжения, возможность аварий, столкновений, получение травм во время посадки или высадки. Кроме этого железнодорожным транспортом перевозятся опасные вещества.

Соблюдение правил безопасности как пассажирами и машинистами, так и пешеходами значительно снижает риск развития чрезвычайной ситуации, а именно:

возьмите за правило обходить трамвай спереди, а автомобиль – сзади;

при переходе улицы вначале посмотрите налево и убедитесь в безопасности дороги, а дойдя до середины улицы – посмотрите направо и закончите переход;

выходите из транспорта только после полной его остановки;

при движении вдоль автодороги пользуйтесь пешеходным тротуаром;

при движении вдоль железнодорожного полотна запрещено подходить ближе чем на 5 м до крайних рельс;

на электрифицированных участках путей не подниматься на опоры, не касаться проводов, идущих от опоры к рельсам, а также лежащих на земле;

переходить железнодорожные пути только в установленных местах; перед переходом убедиться в отсутствии состава или локомотива;

запрещается бегать по платформе вокзала;

подходить к вагону только после полной остановки состава;

посадку в вагон и высадку из него осуществлять только со стороны перрона и быть при этом осторожными;

во время движения состава не открывайте внешние двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон;

в вагонах запрещено использование открытого огня, а также бытовых электроприборов; перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы;

при экстренной эвакуации из вагона соблюдать спокойствие, с собой брать только самые необходимые не громоздкие вещи; оказывать помощь пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам;

при выходе через боковые и аварийные выходы быть осторожным, чтоб не попасть под встречный локомотив.
Морской транспорт, как и любой иной, сопряжен с возможностью аварий, катастроф и риском для жизни людей. Основные причины гибели плавсредств: посадка на рифы, столкновения, опрокидывание, пожары, нарушение норм эксплуатации и правил безопасности, ошибочные функциональные действия команды и пр. Утрата шансов на спасение человека может возникнуть вследствие неправильного использования спасательных средств или когда люди прыгают с высоты 6-15 м с борта тонущего корабля.

При длительном пребывании в воде причинами смерти могут быть гипотермия (переохлаждение организма) и истощение. Во избежание гипотермии при низких температурах воды голову надо держать как можно выше над водой. Удерживать себя на поверхности надо так, чтоб меньше расходовать физические силы. Находясь на спасательном плоту, шлюпке или в воде не поддаваться панике, верить в спасение.
26. вопрос Опасности связанные с использованием горючих материалов

Наиболее опасным местом, где находятся горючие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества и материалы, е склады их хранения. Поэтому рассмотрение вышеупомянутых опасностей осуществлено по этих территорий. Кроме того, возможность возникновения и развития опасностей приводит большие материальные убытки и человеческие потери.

Состав нефтепродуктов размещают с соблюдением определенных противопожарных расстояний до других сооружений, зданий, дорог, лесных массивов и посевов. Если состав или нефтебаза размещены на склоне холма или на берегу реки, надо, чтобы ниже них не было зданий, а ниже по течению реки - деревянных мостов или других сооружений, которым грозила бы пожар во время утечки нефтепродуктов. Противопожарных разрывов надо соблюдать и между отдельными резервуарами или сооружениями на самом складе. Между ними делают земляные валы. Территорию нефтебазы огораживают забором и обкапывают канавой. Бригадные нефтесклады оборюють полосой шириной 1,5 м. На территории нефтесклада нельзя курить сигарет, пользоваться керосиновыми фонарями, заводить двигатели трактора или автомобиля, заправлять их. Нельзя въезжать на территорию нефтесклада газогенераторными автомобилями. И чтобы предотвратить накопление статического электричества и образования искр, когда переливают нефтепродукты, заземляющих все металлические резервуары, в том числе автоцистерны во время слива и налива, а также металлические трубопроводы (не менее одного заземления на каждые 200 м длины) между кольцами трубопровода устанавливают металлические перемычки; поплавки указателей уровня в резервуарах соединяют гибким проводником с корпусом резервуара; на резиновые шланги для перекачки нефтепродуктов наматывают провод, соединяющий наконечник с заземленным металлическим трубопроводом. Разлитые нефтепродукты засыпают землей. Использованный обтирочный материал собирают в металлический ящик с крышкой. Пустые бочки из-под нефтепродуктов хранят отдельно. Открывают бочки специальными ключами, использовать для этого зубила и молотки запрещается. На нефтескладов должно быть щит с противопожарным инвентарем, средства для тушения пожара (песок, огнетушители, кошма) и пожарный насос.
27. вопрос Опасности связанные с эксплуатацией электроприборов

При использовании электроприборов существует опасность поражения человека электрическим током. Наиболее часто причиной поражения человека электротоком является прикосновение его к незаизолированным электропроводам, к электропроводникам с поврежденной изоляцией, а также к металлическим конструктивным элементам машин, механизмов и аппаратов, случайно оказавшимся под напряжением. Иногда электропоражения происходят при пользовании неисправными защитными средствами. Причиной также может быть возникновение шагового напряжения на поверхности земли или пола, на котором стоит человек, в результате замыкания проводов на землю или неисправности заземления. Человек может попасть под воздействие электромагнитных полей и электрической дуги, возникающей при касании или сближении проводников электротока, а также пострадать из-за разряда молнии. Одна из главных причин электротравм - слабое знание людьми правил электробезопасности.

Проходя через организм человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое действие. При этом возможны необратимые нарушения функциональной деятельности жизненно важных органов человека. Опасное и вредное действие на человека электротока, электрической дуги и электромагнитных полей проявляется в виде электротравм и профессиональных заболеваний.

Термическое действие тока проявляется ожогами отдельных участков тела, нагревом до высокой температуры тканей тела, кровеносных сосудов, нервов, сердца и других органов, находящихся на пути тока.

Электролитическое (электрохимическое) действие тока ведет к разложению органических жидкостей (кровь, лимфа и плазма) и нарушению их физико-химического состава.

Механическое действие заключается в расслоении, разрыве и иных механических повреждениях тканей организма, в частности, мышечной, стенок сосудов, сосудов легких, вследствие электродинамического эффекта, а также мгновенного взрывоподобного образования пара из тканевой жидкости и крови вследствие теплового действия электротока

Биологическое действие проявляется в раздражении и возбуждении живой ткани, а также в нарушении внутренних биоэлектрических процессов, протекающих в организме и непосредственно связанных с его жизненными функциями. Это может сопровождаться непроизвольным, сосудистым сокращением мышц, в том числе мышц сердца и легких. При этом нарушается кровообращение и работа органов дыхания или полностью останавливается их деятельность.

Электротравма - это травма, вызванная действием электротока или электрической дуги. Их условно разделяют на общие и местные. К общим относят электрический удар, при котором процесс возбуждения различных групп мышц может привести к судорогам, остановке дыхания и сердечной деятельности. Остановка сердца связана с фибрилляцией - хаотическим сокращением отдельных волокон сердечной мышцы (фибрилл). Местные электротравмы - это четко выраженные местные нарушения целостности тканей организма, вызванные действием электрического тока или электродуги. К ним относят электрические ожоги, электрические знаки, металлизацию кожи, механические повреждения, электроофтальмии. Металлизация кожи связана с проникновением в нее мельчайших частиц металла при его расплавлении чаще всего электрической дуги. Большинство электропоражений (~ 55 %) представляют совокупность местных электротравм и электрических ударов.

Исход поражения человека электротоком зависит от многих факторов: силы тока и времени его прохождения через организм, характеристики тока (переменный или постоянный), пути тока в теле человека, при переменном токе - от частоты колебаний.

Опасность электротока для человека возрастает с увеличением продолжительности воздействия его на организм.

На сопротивление организма воздействию электрического тока оказывает влияние физическое и психическое состояние человека. Нездоровье, утомление, голод, опьянение, эмоциональное возбуждение приводят к снижению сопротивления. Неблагоприятный микроклимат (повышенная температура, влажность) увеличивает опасность поражения током, так как влага (пот) понижает сопротивление кожных покровов.

Для обеспечения безопасности жизнедеятельности при обслуживании электроустановок и надежности работы необходимо точное соблюдение правил технической эксплуатации электроустановок и проведение мероприятий по защите от электротравматизма. Мероприятия по предупреждению поражения человека электрическим током и повседневная профилактическая работа включают в себя определенные аспекты деятельности.

Основными средствами защиты от поражений электрическим током являются: обеспечение недоступности токопроводящих частей для случайного прикосновения; использование электроэнергии с безопасными уровнями напряжения; устранение опасности поражения людей током при появлении напряжения на конструктивных частях электрооборудования; использование индивидуальных средств защиты от поражений электротоком.

Для предупреждения поражений электротоком необходимо: четко и в полном объеме выполнять правила производства работ и технической эксплуатации; к обслуживанию оборудования и работе с инструментом допускать лиц, прошедших обучение и имеющих удостоверение на право производства работ; использовать низкое напряжение. В помещениях с повышенной опасностью напряжение необходимо использовать не выше 42 В, а в особо опасных и вне помещений для светильников и электроинструмента - напряжение не выше 12 В; присоединять переносные токоприемники к электросети нужно с помощью специальной вилки и розетки с заземляющим контактом, который длиннее рабочих контактов в 1,5 - 2 раза.

Запрещено эксплуатировать электроинструмент: при наличии повреждения штепсельного соединения, кабеля или его защитной трубки, крышки щеткодержателя; при искрении щеток; при нечеткой работе выключателя; вытекании смазки; появлении дыма и запаха горящей изоляции; появлении повышенного шума, стука, вибрации; при поломке или появлении трещин в корпусе, рукоятке, защитном ограждении; повреждении рабочего органа.

Хранить электроинструмент нужно в сухом помещении.

Штепсельные розетки, применяемые для напряжения 12 и 42 В, должны отличаться от розеток напряжением 127 - 220 В. Необходимо исключить возможность случайного прикосновения к токоведущим частям электроустановок путем изоляции, защитных ограждений и т.п.

Для предупреждения опасности, связанной с переходом напряжения на нетоковедущие металлические части, служат специальные меры - заземление, зануление и защитное отключение.
28. вопрос Опасности связанные с использованием химических веществ

Многие химические элементы и вещества, используемые в технологических процессах на производстве, а также являющиеся промежуточными или конечными продуктами производства, оказывают вредное воздействие на человека и окружающую природную среду.

Вредные вещества - это такие вещества, которые при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности могут вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, которые выявляются современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Вредные вещества могут проникать в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки. Проникновение этих веществ в организм в больших концентрациях приводит нередко к острым отравлениям. Продолжительное поступление некоторых из этих веществ в организм даже в незначительных дозах может вызвать хроническое профессиональное отравление (заболевание).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: