Программные продукты представляют собой особый товар, имеющий ряд характерных черт и особенностей, в числе которых специфика труда по созданию ПП, определение цены на ПП, обоснование затрат на разработку ПП и условия реализации данного товара на рынке.
Следует подчеркнуть, что у программного продукта практически отсутствует процесс физического старения и износа. Для программного продукта основные затраты приходятся на разработку образца, а процесс тиражирования программного продукта представляет собой сравнительно простой и недорогой процесс копирования магнитных носителей и сопровождающей документации.
Расчет цены продукта по стоимости его изготовления
Цена на ПП устанавливается на единицу программной продукции с учетом комплектности ее поставки. Цена программной продукции (Цпп) формируется на базе экономически обоснованной (нормативной) себестоимости ее производства и прибыли:
Цпп=С+ Пн + Нэ, (3.7)
С - себестоимость единицы продукции, руб.;
Пн- нормативная прибыль, руб.;
Нэ - надбавка к цене, если годовой экономический эффект от ее применения составляет свыше 50 тыс. руб. Размер надбавки можно примерно определять как какой-то процент от нормативной прибыли: причем, чем больше годовой экономический эффект, тем выше надбавка на эффективность.
Расчет цены программного продукта на основе роялти
Данный подход применяется, когда цена программного продукта возмещается собственнику не сразу, а по мере получения потребителем дополнительного дохода. Тогда цена данного программного продукта складывается из ежегодных отчислений от дохода потребителей в течение периода действия соглашения, т.е. роялти. Для программных разработок роялти составляет 3-5%. Цена программного продукта часто складывается из выплат целого ряда потребителей и распределяется между собственниками этого продукта в соответствии с количеством заключенных ими сделок, их длительностью и величиной роялти.
Поскольку данные о фактической дополнительной прибыли составляют коммерческую тайну, и определить ее величину бывает затруднительно даже самому потребителю, наиболее распространенным методом становится вычисление роялти в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции:
, (3.8)
где:а - ставка роялти в процентах от стоимости чистых продаж;
R - годовая сумма роялти;
S - годовая стоимость чистых продаж за вычетом косвенных налогов, сборов и пошлин.
Таким образом валовая сумма роялти
, выплаченная собственнику программного продукта за период действия соглашения (t0 - tn), составит:
=
(3.9)
В условиях расширения рынка программного продукта важным фактором, воздействующим на его цену, становится обострение конкуренции со стороны альтернативных программных разработок. Чем большее количество продавцов программных средств предлагает их альтернативные варианты и чем большее количество потребителей уже использует или будет в дальнейшем использовать данные программные разработки, предлагаемые продавцом, тем меньше дополнительная прибыль потребителя и тем быстрее она будет уменьшаться. И наоборот, при уменьшении конкуренции дополнительная прибыль растет. В этой связи в практике при продаже программной продукции с исключительным правом использования обычно устанавливается надбавка к базовой роялти в размере от 25 до 50%.
Ставка роялти - один из двух факторов суммы роялти или цены, которую получит продавец программного продукта от ее реализации на рынке. Второй фактор связан с периодом платежей роялти.
Период платежей роялти составляет на практике от 5 до 10 лет. Срок выплаты будет больше, если покупателю предлагается исключительное право на использование программного продукта или если продукция запатентована, что препятствует ее свободному распространению на предприятиях конкурентов.






