К числу собственно политических организаций относятся государства, политические партии и некоторые общественные объединения. Характерным признаком этих организаций является организационная связь с политикой и их прямое, проявляющееся в самых различных формах воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика.
К несобственно политическим объединениям — структурным элементам системы общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно политических организаций, никогда не выступает политика. Свою основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть.
Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содержании лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, туристов и др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций.
Психологические аспекты соотношения государства и гражданского общества
Государство - основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп, классов.
Черты:
- территория
- население
- публичная власть
- суверенитет
- монополия на легальное применение силы
- исключительное право на издание законов
- всеобщность
- право на взимание налогов и сборов с населения
Формы.
По политическому режиму: тоталитарное, авторитарное, демократическое.
По административно-территориальному устройству: унитарное, федерация, конфедерация.
По форме правления: Монархия: - абсолютная; - конституционная, Республика: - президентская, - парламентская; - смешанная.
Правовое государство - государство, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, обеспечивается реализация прав и свобод личности.
Принципы:
1. Верховенство права и закона.
2. Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, высокий уровень защищенности личности.
3. Взаимная ответственность гражданина и государства.
4. Разделение властей.
5. Равенство всех перед законом и судом.
6. Самостоятельность, независимость суда, подчиненного только закону.
Гражданское общество.
Содержание - сфера реализации повседневных интересов индивидов.
Средства реализации - убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и т.д.
Основа - свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации.
Психологические проблемы демократии
Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - народовластие, форма правления государства, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, выборностью основных органов государственной власти, соблюдением прав и свобод человека.
Принципы:
1. Признание в качестве источника власти народа или его определенной части.
2. Выборность представительных органов власти.
3. Постоянное влияние общества на государственную власть.
4. Равноправие граждан в смысле участия в политической жизни.
5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
6. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и признание ценности мнений, интересов меньшинства.
7. Политический плюрализм.
Традиционно - либеральная. Главная идея - приоритет личности, индивида над обществом, над государством.
Теория плюралистической демократии. Исходит из возможности более полной представленности в системе политической власти и управления интересов различных социальных групп и мнений политических сил.
Концепция элитарной демократии. Утверждает, что народ представляет в системе политической власти господствующую элиту. Демократия состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по осуществлению власти и управления.
Теория партиципальной демократии. Исходит из необходимости участия большинства народа не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и в других видах политического процесса, включая формирование правящих групп и выдвижение политических лидеров.
Социалистическая (марксистско-ленинская концепция демократии). Представляет альтернативу традиционно-либеральной и др. концепциям конкурентной демократии. Базируется на признании социально и политически единого народа, как основы его власти.