Глава 3. Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

 

Вопрос, вынесенный в заглавие, происходит от другого вопроса: почему в своей стране мы живем, словно чужие, не в ладу с собой и другими, скудно питаясь от своих честных трудов? Все есть в России: несметные природные богатства, обилие земли, богатейшая история и культура, образованное, культурное, законопослушное население, все еще сохраняющие передовые мировые позиции наука и образование, демократические права и свободы, гарантированные Конституцией, вся необходимая для гражданского общества и продуктивной экономической деятельности правовая система. Но чего-то не хватает, из-за чего, при наличии всех необходимых условий, нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым государствам, с благоприятными условиями для жизни человека. Недостает нам нравственности в душе и морали в обществе.

Современное российское общество разбито на мелкие социальные группы – семейно-родственные, дружеские, корпоративные, криминальные и другие. Внутри них действуют определенные нормы морали, основанные на обязательствах, интересах, страхе потерять поддержку группы. За пределами группы все позволено, хорошо (морально) то, что содействует решению ее задач. В этих условиях понятия «патриотизм», «гражданственность», «национальные, общественные интересы», «общественная нравственность» теряют смысл.

Более 80% наших граждан никому и ни во что не верят, не доверяют людям не из их ближайшего круга, государству, испытывают неуверенность в собственном будущем. Большинство убеждено, что жить достойно, добросовестно трудясь и честно зарабатывая, в нашей стране невозможно, есть только два варианта: либо ловчить, вырывать кусок у другого и быть богатым, либо жить по совести и бедно.

При таком отношении к обществу и труду нельзя создать в стране современную обрабатывающую промышленность, выпускающую качественные товары. Победить коррупцию, превратить бюрократию в класс, заботящийся об интересах государства и всего общества, обеспечить справедливую систему судопроизводства и правопорядка возможно при наличии разделяемой большинством граждан системы нравственных ценностей и общественных приоритетов.

Разумеется, это не единственное условие. Но без него другие оказываются малоэффективными.

Трудно поверить, что школьный предмет, изучаемый в VI – V классах способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Если мы хотим немедленного результата, ждем чуда от маленького учебного курса, то не избежим разочарования и разуверимся в собственных силах.

Что бы Вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зернышко - ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зерен, через год девятьсот, еще через год он засеет зерном все поле и получит обильный урожай.

Труд, терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И еще требуется любовь к нашим детям. Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра точно не будем - чудо не произойдет. Но в наших силах сделать так, чтобы в благополучной России жили наши дети. Мы – старшие поколения - унесем с собой свои пороки. Пусть наши дети придут в мир нравственно чистыми. Это позволит им в полную силу задействовать огромный потенциал российской нации, накопленный предыдущими поколениями.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Что это такое – нравственные заповеди и моральные нормы? И почему они необходимы детям?

Нравственные заповеди хорошо известны каждому взрослому человеку:

· Люби ближнего своего, как самого себя;

· Не убий;

· Не кради;

· Не лги;

· Будь милосерден, помогай бедным и защищай слабых;

· Не помни зла.

Они передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой нравственности, хранятся в мировых религиях: христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Источники нравственных заповедей определяются по-разному. Верующие считают, что они установлены Богом. Атеисты полагают, что каждая заповедь – это важное моральное правило жизни, истинность которого доказана опытом многих предшествующих поколений. При этом все соглашаются, что общество, не соблюдающее нравственные заповеди, обречено на гибель.

Общество, в котором не выражены нравственные приоритеты, представляет собой слабый и больной социальный организм. В нем не поддерживают бедных, инвалидов, стариков, не воспитывают детей, потому что дети – это будущее, а будущего у множества индивидов, каждый из которых преследует свои личные цели и достигает их за счет других, нет. Общество, в котором всегда прав только тот, кто сильнее и богаче, только внешне выглядит крепким. Чтобы разрушить его, не нужна внешняя агрессия. Такое общество крошится и ломается изнутри – в нем безостановочно идет война индивидов друг с другом[2].

Отличительными признаками народа являются общность территории проживания, языка, государство. Это условия жизни народа. Но исторический опыт убедительно доказывает, что среди них есть важнейшее – нравственность. Чем меньше в народе нравственности, тем сильнее изнутри разрушается его государство, быстрее мертвеет его язык, а его территорию занимают более жизнеспособные народы.

Укрепление нравственности – необходимое условие нашей национальной жизни. Народ многое может потерять, но если в нем есть нравственная сила, он возродится, вернет свое.

Решение о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах. В то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания. 

Большинство родителей в той или иной мере ощущает недостаток содержания воспитания детей. Семья психологически и физически защищает ребенка, создает необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития. Семья в полной мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки, но как только мы переходим в сферу семейного воспитания, то обнаруживаем здесь немалые проблемы.

Воспитание всегда содержательно наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами. Где нет ценностей, нравственных приоритетов, передаваемых от старших к младшим, там нет и воспитания. Если родители верующие, то проблема содержательного наполнения семейного воспитания решается сама собой: содержание религиозного воспитания (православного, мусульманского и другого) переносится в семью и адаптируется к ее условиям. Верующие родители могут аргументированно объяснить детям, почему нельзя поступать плохо, раскрыть перед ними личностные смыслы нравственного поведения. Важно при этом, что их словесные аргументы подкреплены религиозным укладом семейной жизни, т.е. слова и поступки родителей в глазах детей не расходятся.

В гораздо более сложном положении находятся семьи, где родители не придерживаются той или иной веры. Их в современной России большинство. Такие родители испытывают немалые трудности, пытаясь объяснить детям, почему следует придерживаться правил нравственного поведения. Это, действительно, трудно. Почему не следует лгать? Найдутся множество весомых аргументов в пользу лжи, которая помогает избежать наказаний, скорее получить желаемое, манипулировать людьми. И только один – против лжи: лгать плохо, безнравственно. Слабый аргумент, особенно после того, как ребенок спросит: «Почему плохо? И что значит «безнравственно»?». Как объяснить ему, что брать чужое плохо, если кинопродукция, которую он поглощает ежедневно в больших количествах, заполнена привлекательными героями, ведущими легкую, сытую беззаботную жизнь, не отягощенную выполнением моральных норм.

Современные родители в воспитании детей преимущественно используют принцип «живи, как я». Родители и дети любят друг друга, первые стараются жить достойно, вторые им подражают. При таком способе семейного воспитания дети перенимают не только достоинства, но и все недостатки родителей. Все трудности отношений между ними и внутриличностные проблемы каждого из них переносятся на ребенка. Не имея возможности говорить с детьми о нравственности, родители не могут корректировать их поведение в семье и обществе, целенаправленно формировать психологические механизмы защиты от зла, агрессии, лжи, порока и других социальных болезней, которые разрушают не только общество и семью, но и личность.

Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика). Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: