В.Г.Маралов «Педагогика ненасилия в практике детского сада»

Программа кружковой работы педагога-психолога ДОУ с одаренными детьми по активизации творческих и интеллектуальных способностей дошкольников

 «Психологическое сопровождение и диагностика одаренных детей дошкольного возраста в ходе внедрения ФГОС ДО»

Разработана педагогом-психологом МБДОУ д/с № 21 «Загоряночка» общеразвивающего вида ЩМР МО Арюковой С.Ф.

 

Целью кружковой работы является активизация творческих и познавательных способностей путем решения задач, развивающих образное мышление, воображение  средствами развивающих игр, творческого конструирования, оригами.

Программа кружковой работы направлена на развитие интеллектуальных умений дошкольников путем формирования у них умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. В ходе работы по данной программе дети становятся более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Основные задачи:

  • выявление одаренных дошкольников;
  • создание условий для реализации творческих способностей одаренных детей в процессе поисковой деятельности;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления дошкольников;
  • развитие коммуникативных навыков.

В основе программы лежат принципы индивидуально-ориентированного обучения и способы анализа динамики интеллектуального развития дошкольников. Работа педагога- психолога с одаренными детьми направлена на наиболее полную реализацию возможностей таких детей с сохранением их индивидуальности и психического здоровья.

Задача взрослых, включенных в процесс воспитания одаренного ребенка (воспитателей, специалистов и родителей) заключается в том, чтобы заметить природный дар и помочь ему развиться.

В основе работы по данной программе лежит креативный метод придумывания (фантазирования) – это способ создания неизвестного детям ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Предполагаемый результат обучения:

1.Оптимизация развития основных компонентов структуры умственной и творческой одаренности старших дошкольников

2.Сделать процесс обучения одаренных детей более интересным и полезным для них путем специально организованной образовательной работы, направленной на развитие познавательных и творческих способностей

Основные направления в работе:

Развитие творческого воображения (ТВ) и пространственного мышления через нестандартный взгляд на окружающее путем:

-использования нетрадиционного и бросового материала для создания новых предметов и образов; 

-применения интеллектуальных игр;

-обучения детей творческому конструированию (техника «Оригами»).

В процессе «Оригами» создаются игровые ситуации, что делает работу неутомительной и интересной для ребёнка.

 

Коммуникативные навыки развиваются через игры и театрализацию. Проигрываются различные социальные роли для формирования положительных нравственных качеств.

 

Особенность занятий:

 

1.Комплексность (объединение общим сюжетом, включающим все элементы методики). В данной программе главным персонажем является герой известного детского мультфильма Лунтик.

 

2. Игровая форма (игры-путешествия, игры-импровизации, игровые упражнения и творческие игровые задания);

 

3. Доброжелательная творческая атмосфера (дети могут высказывать свои мысли вслух, не боясь, что его осмеют или подвергнут критике).

 Дети должны постоянно чувствовать удовлетворение от сделанного, а педагог- психолог - увидеть в рисунке, поделке, высказывании крупицу оригинального.

4.Свободное распоряжение временем и пространством.

Предусмотрено 1 групповое занятие в неделю. По итогам года проводится диагностика динамики развития детей и анкетирование родителей для анализа работы педагога-психолога.

 Группа формируется из детей старших и подготовительных групп, которые, по наблюдениям воспитателей и специалистов, имеют яркие способности в различных видах деятельности (а особенно учебной.).

 В основу программы положены следующие методические разработки:



А.И.Савенков «Одаренные дети в детском саду и в школе»

Н.А.Завьялова «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе»

Е.О.Севостьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7-лет».

Е.Н.Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников» (Методические рекомендации)

В.Г.Маралов, Л.П.Фролова «Коррекция личностного развития дошкольников»

А.В.Можейко «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» (Методические рекомендации)

Е.А.Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет»

С.В.Лесина, Г.П.Попова, Т.Л.Снисаренко «Коррекционно-развивающие занятия»

В.Г.Маралов «Педагогика ненасилия в практике детского сада»

10. Водяная Л.А., Эм Т.Э. Оригами – чудеса из бумаги.

11.Щеглова О.Н. Новая книга оригами. Волшебный мир бумаги.

12.Кирьянова О.Н. Бумажные фантазии. Бумага. Пластик.

Методы обучения:

- Групповой.

-Практический.

-Наглядный.

-Игровой

Формы обучения:

-Развивающие игры и игровые мини-тренинги;

-практические упражнения для отработки необходимых навыков;

Рабочие материалы:

-ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, палитры для клея;

-цветная бумага, цветной картон, белый картон, белая бумага, ватман;

-мягкие игрушки;

-кабинет психолога или групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест;

Форма подведения итогов по окончании работы:

Диагностика

Для диагностики развития одаренных детей предлагаем использовать следующие диагностические методики:

-Методика «Куб Линка» направлена на выявление уровня развития способностей в области образного мышления у дошкольников, способности строить внутреннюю пространственную схему размещения элементов в трехмерной фигуре.

 - Методика «Самое непохожее» (разработана Л.А. Венгером) направлена на выявление уровня развития способностей в области логического мышления и определяет способность ребенка выделять признаки объектов и сравнивать по этим признакам их между собой. Перед ребенком в случайном порядке выкладываются в ряд 8 фигур, различающиеся по трем признакам: по форме (круги и квадраты), по цвету (красного и синего цветов), по размеру (большие и маленькие). Затем предъявляется одна из этих фигур и ребенка просят выбрать из оставшихся «самую непохожую» на нее. Методика направлена на оценку логического мышления.

 

 - Методика «Выбор стратегии поиска» - упрощенный вариант методики, разработанной Дж. Брунером. Направлена на определение уровня развития способностей в области логического мышления, выявляет способность ребенка решать логическую задачу наиболее целесообразным путем, используя понятийные обобщения как средства решения. Ребенку предлагается угадать с помощью вопросов одну из нескольких картинок, задуманную взрослым

 -. Методика «Дорисовывание фигур» (модификация методики Е. Торренса, разработанная О.М. Дьяченко) направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения. При проведении методики ребенку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределенной формы. Ребенок должен дорисовать каждую фигурку так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

-Методика «Сочинение сказки» направлена на определение уровня развития творческих способностей (на словесном материале). Полученные результаты показывают, что у детей группы умственно одаренных дошкольников достаточно высокий уровень развития образного мышления и воображения    

-Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

\

Занятие №1

Цель: стимулировать творческое развитие путем создания новых образов; развивать навыки позитивного поведения и умение самостоятельно сделать выбор.

 

Оборудование: Игрушка Лунтик, карта сокровищ: бланки с шифром и зашифрованными словами (по количеству детей), карточки- кочки (по количеству детей), цветная бумага, цветная целлофановая пленка, ножницы, шкатулка.

 

Вводная часть (педагог-психолог):

Здравствуйте, я рада вас видеть! В этом году нас ждет много открытий, путешествий. историй и игр. А поможет нам в этом наш любимый Лунтик. Путешествуя по чудесному сказочному миру вместе с Лунтиком, вы сможете поиграть в разные умные и очень интересные игры, изготовите необычные поделки, мозаики, а заодно узнаете много любопытного об окружающем мире. Что такое гром? Где живет Дед Мороз? Куда прячется ночью солнце? Почему в неделе семь дней? Откуда в сыре дырки? Любимые мультипликационные герои с радостью ответят на самые разные вопросы маленьких почемуч

Лунтик: Привет, ребята! Как я рад вас всех видеть! Сегодня мы побываем в сказочной стране: там все необыкновенное и нам потребуются необыкновенные способности, потому, что чудеса и превращения здесь происходят на каждом шагу. В этой стране спрятаны удивительные сокровища. Помогите мне и жителям сказочной страны их отыскать! (Показ карты).

У меня в руках старинное письмо, в котором зашифровано место, где находятся сокровища и карта маршрута. Какие слова здесь зашифрованы?

(На одном из листов, предложенных детям, изображены разные фигурки: стрелка, крестик, квадрат, треугольник и др. под ними определенные буквы- это шифр. Этот шифр пригодится вам в дороге. Рассмотрим карту, направление вашего пути- река! А вот и весь путь. Попробуйте прочесть маршрут, используя шифр.

 

Итак, в первый день нам предстоит преодолеть часть пути через реку и болото. Поможет нам в этом кораблик, который мы сделаем из бумаги в технике «Оригами».

(Работа с бумагой)

 

А теперь нам нужно пройти болото. Смотрите, на полу лежат листы картона, на которых нарисованы до середины некоторые буквы. Похоже, что буквы наполовину «утонули» в болоте. Это кочки. Представьте, как бы стали выглядеть эти буквы, если бы отразились зеркально в воде (в зеркале). Теперь дорисуйте их в своем воображении. Получится ли буква? Если получится- то кочка устойчивая, и на нее можно встать, не боясь упасть в болото. Но если буква не получится, то эта кочка неустойчивая и переворачивается. Тогда на нее нельзя вставать. (Дети выбирают устойчивые кочки)

Устойчивые кочки: Е, О, В, Ж, З,К,

Неустойчивые кочки: П, Ш,,М.

Мы перешли болото, молодцы! Идем по маршруту дальше. На пути у нас сад. В этом саду растут диковинные цветы. Сейчас мы с вами попробуем такой цветок сделать сами, и если у нас получится, то этот цветок нам укажет место клада..

 

Сегодня мы будем учиться делать цветы из целлофана. Перед вами мешочки и пакеты разнообразной цветовой гаммы. Вы можете отобрать для работы любимые цвета. Потрогайте на ощупь. Какие то пакеты мягкие, нежные, какие то более прочные. Целлофан очень послушный материал. Пошуршите. Слышите, какое приятное шуршание издаёт целлофан? Я уверена- вам понравится работать с целлофаном.

Я покажу разные приёмы работы с целлофаном. Для создания цветов нам понадобятся нитки, ножницы, степлер, трубочки от сока. Сейчас мы попробуем сделать розу.

 

РОЗА

Для нее нам понадобятся:

1.Трубочка от сока

2.Целлофан зелёный

3.Целлофан оранжевый, красный …

4.Скотч

5.Степлер

 

 

Розы делать можно из целлофана круглой формы, колокольчики из треугольников, тюльпаны из ромбов. Цветок фиксировать снизу в центре можно степлером или ниточками. А стебель сделаем из трубочки.Листья можно делать по-разному, гофрируя целлофан, плоские овальные или объемные круглые.Вот какие можно сделать цветы. А теперь каждый из вас может поэкспериментировать и самостоятельно выполнить работу. Какие красивые цветы получились у вас. Я предлагаю выйти с цветами положить их на пол- создать солнечную полянку. Давайте потанцуем на ней

 

(Дети работают с целлофановой пленкой), педагог-психолог незаметно подкладывает шкатулку

 

Ребята, смотрите, какая удивительная шкатулка! Представьте, что в ней хранятся все богатства мира: может, это драгоценности, а может- смелость, удача, радость, счастье, здоровье! Пусть каждый из вас возьмет из этой шкатулки то, что ему хочется. Но сегодня можно взять отсюда только что-то одно. Сокровища из этой шкатулки никогда не закончатся. Поэтому вы сможете в любой момент мысленно, при помощи своего воображения, вернуться в этот кабинет, подойти к шкатулке и выбрать что-то другое, нужное вам именно в тот момент.

 

Занятие №2.

Цель: учить детей находить нестандартные решения; развивать творческие способностей и воображение.

 

Оборудование: карточки с изображением фигур: квадрата, треугольника, круга и элементов недорисованных фигур (Из диагностики);

карточки-решетки, состоящие из 25 клеток (5/5 по типу шахматной доски);

набор цветной бумаги для поделок фигурок животных в технике «Оригами»

Вводная часть:

Лунтик:

Здравствуйте, ребята! Мы с вами опять в Сказочной стране. Пока нас не было неделю, в Сказочной стране произошло одно печальное событие. Злой волшебник заколдовал некоторые предметы.Вы, ребята, их встретите во время нашего путешествия. Так, например, от чудесного домика, стоявшего не опушке леса, остался только маленький квадрат. Расколдуйте, пожалуйста, картинки и я верю, что вы сможете справиться с колдовскими чарами и восстановить заколдованные предметы.. Если мы дорисуем фигурки, то таким способом «расколдуем» и проявим и предметы Сказочной страны, и живущих в ней человечков. Снова засияет солнышко, зацветут прекрасные цветы, по улицам сказочной страны проедут разные машины, пройдут диковинные сказочные животные.

(Дети работают с геометрическими и недорисованными фигурами, «оживляя» их).

Спасибо! Теперь все эти объекты, предметы появились опять в Сказочной стране, но это еще не все. Предстоит расколдовать еще несколько предметов. Они понадобятся нам в дороге. Подумайте, что нам нужно для путешествия? Теперь дорисуйте геометрические фигуры до этих предметов. (компас, часы, палатка,

 

Теперь снова в путь. Пойдем по лесу. А поможет нам в этом Карточка-решетка..

(На поле положена маленькая игрушка-животное из киндер-сюрприза. Дети работают в парах. Один ребенок выкладывает путь с помощью шнура, полосок, а другой запоминает.

Затем первый ребенок закрывает свою карту листом бумаги, другой старается воспроизвести, выложить такую же дорожку на своей карте. После этого сверяют.

 

Вот мы и дошли. В этом лесу живут разные животные, они даже могут разговаривать по-человечески.

Сегодня я покажу вам, как можно сделать фигурки этих животных из бумаги в технике «Оригами».

1. Сначала я расскажу вам об этой замечательной технике (знакомство детей с историей создания оригами)

2. А теперь мы познакомимся с основными приемами складывания бумаги и попробуем сделать квадрат различными способами.

3. Сейчас мы научимся базовым формам оригами.

Оригами

Занятие №3

Цель: формировать чувство принадлежности к группе, развивать творческое воображение и фантазию.

 

Оборудование

1.Игрушка- Лунтик; набор цветных форм; пластилин, краски.

2. Набор картинок, на каждой из которых изображены мальчик и девочка, в руках которых недорисованный предмет:

1) у мальчика в руке, согнутой в локте, короткая палочка (флажок, эскимо, цветок, вешалка и т.п.)

2) у девочки в опущенной вниз руке веревочка для (собачки, машинки, лодочки, игрушки и т.п.)

3)мальчик держит в руке, опущенной вниз, дужке (ручка от ведра, корзины, сумки, портфеля и т.п.)

4) мальчик держит в ладонях часть обруча (от недорисованного мяча, лодочки, вазы, тарелки и т.п.)

5)у мальчика на плече длинная палочка (от сачка, удочки, флага и т.п.)

6)девочка держит руки перед собой, между руками проведена линия (недорисованное полотенце, коробка, коврик и т.п.)

Педагог-психолог показывает картинки по одной, просит детей назвать, какой предмет не дорисован. Дети отвечают по очереди. Следить, чтобы ответы не повторялись)

Вводная часть (педагог-психолог):

Здравствуйте, ребята! Снова мы вместе, и это замечательно! У нас сегодня необычный гость-житель другой планеты. Вы все его, конечно, знаете. Очень часто по вечерам он приходит в каждый дом и рассказывает много интересных историй. Вы его узнали? Правильно, к нам в гости пожаловал любознательный Лунтик. Он приглашает вас на увлекательную прогулку по сказочной стране. Сейчас он покажет нам, какие игры любят на его планете- Луна.

Игра первая- «На что похоже?» Она поможет Лунтику побольше узнать о предметах, которые есть нашей планете

Дети садятся в круг, Лунтик показывает детям цветные формы (по одной) и просит вспомнить как можно больше предметов, их напоминающих. Затем предлагает детям объяснить, почему они обнаружили то или иное сходство. В конце Лунтик просит детей показать, какие действия с этими предметами можно совершить.

 

Игра вторая: «Дети на прогулке»

Педагог-психолог    Ребята, я думаю, что Лунтика нужно познакомить с предметами, которыми пользуются дети на нашей планете. Сейчас мы поиграем в игру «Дети на прогулке». Я буду показывать вам картинки с изображением детей, держащих в руках недорисованный предмет. Вы подумаете и скажете, что это за предмет. Чем больше предметов вы назовете, тем быстрее и больше наш гость узнает о нашей планете.

 

Педагог-психолог: А теперь, Лунтик, мы хотим подарить тебе на память нашу планету. Делать мы ее будем необычным способом. При помощи п ластилина

Работа с пластилином «Наша планета»

Занятие № 4

Цель: развитие творчества, воображения, формирование интереса к совместной деятельности.

Оборудование:

Куклы (или иллюстрации), изображающие сказочных героев Страшила,

Листы бумаги с нарисованными на них 5-ю облаками (по 1 на каждого), формат листа-А4;, цветные карандаши..

Набор картинок и изображением простых, известных детям предметов (расческа, лопата, мячик, флажок, кораблик, кружка, дерево, цветок, шляпа, метла, ракета), набор полосок из плотного картона шириной 1 см:

Длиной 12см-30шт,

Длиной 8см-30 шт,

Длиной 4 см-30 шт.

 

Вводная часть (педагог-психолог):

Ребята, здравствуйте! Сегодня Лунтик приглашает нас в волшебное путешествие в мир сказок. Оно будет необычным, потому, что все сказки перепутаются. Мы будем по ходу путешествия сочинять свою собственную сказку. Первая сказка- «Волшебник изумрудного города» вот и Страшила. Помните, чего ему не хватало? Правильно, мозгов, т.к. его голова была набита соломой! Поделимся со страшилой своими знаниями? А помогут нам в этом наши Умные игры.

 Сейчас мы научим его играть в игру «Веселые облака». Ребята, давайте посмотрим в окно и понаблюдаем за плывущими по небу облаками. Они могут быть похожи на разных животных, предметы, человеческие лица, или изображения сказочных героев. Посмотрите на свои рисунки. На них вы видите нарисованные облака. Попробуйте превратить ваши облака во что-нибудь или в кого-нибудь.

Следующая игра- «Нарисуем картинку полосками».

Сейчас я раздам вам картинки с нарисованными предметами и коробки с полосками.

Нужно постараться из полосок разной длины сложить предметы, нарисованные на картинках (расческа, лопата, мячик, флажок, кораблик, кружка, дерево, цветок, шляпа, метла, ракета). А ты, Страшила, сиди рядом и внимательно наблюдай за тем, что делают ребята.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. А теперь перейдем к выполнению следующего. Мы сочиним сказку, но не простую, а шуршащую. А поможет нам в этом обыкновенная целлофановая пленка. В нашей сказке будет волшебное дерево. Сейчас мы попробуем его сделать.

 

 

Волшебное дерево.

 

Для его изготовления нам понадобятся:

1.Пластиковая бутылка

2.Пакет

3.Скотч

Занятие № 5

 

Цель: Учить детей ориентироваться на цвет как на символ класса разнообразных предметов; учить представлять предметы на основе восприятия слабо оформленных символов.

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

 

Оборудование:

1. Набор из 5-ти полосок размером 16/8, каждая из которых разделена на 3 части. В каждой части изображены предметы одного цвета:

Желтая: банан, утенок, лимон

Красная: клубника, помидор, тюльпан;

Зеленая: елка, виноград, лягушонок;

Белая: лист бумаги, снег, вата с бинтом;

Синяя: слива, баклажан, сирень.

 Предварительно эти предметы нужно принести в кабинет педагога-психолога и расположить в разных его частях на местах, доступных взору ребенка.

 

2. Набор из 10 камней, выполненных из пластилина или глины и обернутых в фольгу. Очертаниями камни должны быть похожи на знакомые детям предметы: колесико, картофель, огурец, рыбка, птица, медвежонок, морковь, зайчик, неваляшка, палочка.

 

3. Альбомный лист, кисточка, гуашь, стаканчики с водой. салфетка, соль в солонке (все по количеству детей)

 Вводная часть (педагог-психолог):

Ребята, здравствуйте! Сегодня, как и всегда, вместе с любознательным лунным гостем и его друзьями отправимся в путешествие: побываем на лугу и поле, в лесу и у озера, узнаем названия многих животных, растений, птиц и рыб, научимся определять, к какой категории относится тот или иной предмет

А начнем мы наше путешествие с игры «Цветная прогулка».

Сейчас мы будем искать в кабинете те предметы, которые соответствуют цвету прогулки. Итак, первая прогулка- желтая. (ребенок ищет в кабинете все желтые предметы). Таким же образом поиграть со всеми остальными цветами прогулок.

Молодцы, отлично справились с заданием. Следующее испытание, которое нам приготовил Лунтик с друзьями, называется «Волшебные камешки».

Лунтик будет показывать вам камешки по одному, а вы подумайте, и назовите как можно больше предметов, на которые они похожи.

 

Замечательно! А еще Лунтик придумал очень необычный способ рисования- рисование солью. Он хочет, чтобы мы вместе с ним попробовали это сделать Не возражаете?

Сегодня мы будем рисовать зимний лес, потому, что скоро зима. (Дети рисуют изображение зимнего леса гуашью и кисточкой). Затем поверх влажной краски рисунок равномерно посыпается солью: она впитает в себя краску, и иголки на елках и ветки деоевьев приобретают необычную структуру, как будто присыпаны настоящим снегом)

 

Занятие №6.

Цель: развитие социальных эмоций путем введения в ситуацию, в разрешении которой дети принимают непосредственное участие; развитие познавательного и эмоционального интеллекта, творческой активности.

Оборудование: Кукла Лунтик, клей, цветная бумага, картон, ножницы для изготовления новогодних масок.

 

Вводная часть (педагог-психолог): Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришел, как всегда, Лунтик У него появился вопрос. и он просит вас помочь ответить на него. Почтальон Печкин принес Лунтику открытку-приглашение на новогоднюю елку от Деда  Мороза, которого он никогда не видел. Вот мы и должны познакомить Лунтика с Дедом Морозом, рассказать, чем он знаменит, почему его любят и взрослые, и дети, хорошо? Как ты думаешь, Лунтик, где живет Дед Мороз?

Лунтик: Думаю, что он живет под водой.

Педагог-психолог: Нет, ты не прав. Впрочем, ребята. давайте пофантазируем и попробуем представить Деда Мороза в подводном мире. Что мы там можем увидеть? (Ответ детей).  А чем будет там заниматься дед Мороз? Хорошо ли ему там будет? (Ответы детей)

Значит, мы сможем сделать вывод, что подводных Дедов Морозов не бывает. А если кто и живет под водой, то это царь морей- Нептун.Ребята, давайте расскажем Лунтику, за что мы все любим Деда Мороза (Ответы детей). Да, дорогой Лунтик, зимой на нашей планете отмечается самый веселый и загадочный праздник- Новый год.На этом празднике все одевают новогодние костюмы и маски. и сегодня мы научим тебя изготавливать карнавальные маски.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: