Анализ и управление доходами и расходами в бюджетной организации

1.1 Формирование доходов бюджетной организации

Бюджетные организации представляют наиболее многочисленный вид организаций, содержание и обеспечение функционирования которых осуществляется за счет бюджетов трех уровней: федерального, регионального и муниципального (местного).1

Большинство бюджетных организаций выполняют социальные функции, необходимые для обеспечения задач, стоящих перед государством и обществом. Поэтому от эффективности использования средств бюджетными организациями зависит результат осуществления социальноэкономической политики государства. 2

Определения понятия бюджетной организации как таковой в нормативной и научной литературе не имеется по причине разнообразия организационно-правовых форм данного вида организаций. Тем не менее, для уяснения основного смысла данного термина можно воспользоваться определением бюджетного учреждения, содержащимся в статье 9.2 Федерального закона.3 Таким образом, бюджетная организация представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в разнообразных сферах деятельности4 .

В развитии бюджетных учреждений заинтересованы органы государственной и муниципальной власти, а также общество в целом, так как от эффективного их функционирования зависит благосостояние страны5   

 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012Режим доступа // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115713/7ae23b9bd90cf93ae9a5c066dc8547285e3e6fd8/

Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» //Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/342f022907d47f97c12d394627772ebb5b1ab3d5/

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ Режим доступа // https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metodiki-analiza-deyatelnosti-byudzhetnyh-uchrezhdeniy-kak-instrument-povysheniya-effektivnosti-upravleniya/viewer

Бюджетный кодекс Российской Федерации // Режим доступа https://base.garant.ru/12112604/a11131f5cf78675abbc4ce3b94cba3f5/

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08.05.2010 N 83-ФЗ // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/

Однако, наиболее полное представление о сущности понятия бюджетной организации может дать совокупность следующих признаков, которым должна соответствовать бюджетная организация:

а) учредителями бюджетной организации могут быть только органы государственной или муниципальной власти;

б) целями создания бюджетной организации могут быть только цели некоммерческого характера, т.е. извлечение прибыли не должно быть основной причиной и целью создания бюджетной организации;

в) основная деятельность бюджетной организации финансируется за счет средств бюджета или внебюджетных фондов;

г) финансовое планирование в бюджетной организации осуществляется на основе проект бюджета утверждаемый на три года очередной финансовый год и плановый период. который составляется на основании расходов (договоров) предыдущего года. 4

Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков. В частности в зависимости от сферы деятельности и выполняемых функций организации бывают:

– обеспечивающие общегосударственные вопросы;

– выполняющие функции по национальной обороне;

– обеспечивающие национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

В зависимости от источника финансирования бюджетные организации

подразделяются на:

– организации, финансируемые из федерального бюджета;

– организации, финансируемые из бюджета субъекта РФ;

– организации, финансируемые из местного бюджета

Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» //Режим доступаhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/342f022907d47f97c12d394627772ebb5b1ab3d5/Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08.05.2010 N 83-ФЗ // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/ Федеральный закон №7 от 12.01.1996// Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/                                                                     Бюджетный кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/58dfb94af2d30178f6bfdd70fad25ec5a89377cd/

 

В зависимости от организационно-правовой формы бюджетные организации подразделяются на государственные и муниципальные учреждения, органы государственной и муниципальной власти и органы управления государственными бюджетными и внебюджетными фондами1.

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения бывают трех типов1а) казенное учреждение; б) бюджетное учреждение; в) автономное учреждение.

Данная классификация государственных и муниципальных была закреплена законодательно с выходом Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ1          

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1ст. 9.2 №7-ФЗ) 2

Бюджетное учреждения может получать следующие виды доходов:

– бюджетные ассигнования;

– доходы от платных услуг и работ;

– пожертвования физических и юридических лиц;

– доходы от сдачи имущества в аренду;

– поступления страховых выплат и возмещений в рамках компенсации причиненного ущерба и неисполненных обязательств. 1

Все перечисленные выше виды доходов поступают в непосредственное распоряжение бюджетных и учреждений.

Бюджетные ассигнования для бюджетных учреждений имеют форму субсидий следующих видов 2:

– субсидии на выполнение государственного задания;

– целевые субсидии;

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О некоммерческих организациях" // Режим доступа //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/342f022907d47f97c12d394627772ebb5b1ab3d5/

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/c542ed92f126e7a672844e5b16c2806299ed7714/

– субсидии на осуществление капитальных вложений (бюджетные инвестиции);

– субсидии на выполнение публичных обязательств 2.

При этом использование бюджетных ассигнований строго регламентировано и расходование должно осуществляться в соответствии с целевым назначением.

Бюджетное учреждение может заниматься приносящей доход деятельностью, оказывать платные услуги. Доходами от оказания платных услуг и работ бюджетное учреждения вправе распоряжаться по своему усмотрению. Также учреждения свободно распоряжается и другими видами доходов. Единственное ограничение – все доходы должны быть отражены в финансовом документе, подлежащем согласованию с учредителем – плане финансово-хозяйственной деятельности. Доходы бюджетного учреждения смогут поступать только на специально открытые лицевые счета в органах Федерального казначейства РФ.

1.2. Формирование расходов бюджетной организации.

 В зависимости от направления использования расходы бывают:

– расходы на обеспечение текущей деятельности организации;

– расходы на укрепление материально-технической базы:

- капитальные вложения и капитальный ремонт;

 – расходы на выполнение мероприятий государственных и муниципальных целевых программ;

– расходы на выполнение публичных обязательств.

 По экономическому содержанию расходы бюджетных организаций делятся на следующие виды: а) заработная плата; б) прочие выплаты персоналу; (пособия, командировки, компенсация условий труда и т.д.); в) начисления на выплаты по оплате труда; г) оплата услуг: – услуги связи; – транспортные услуги; – коммунальные услуги; – арендная плата за пользование имуществом; – работы и услуги по содержанию имущества; – прочие работы и услуги д) безвозмездные перечисления; е) социальное обеспечение (пенсии, пособия, оплата путевок) в соответствии с делегированными учреждению органами власти публичными обязательствами; ж) прочие расходы; и) поступление нефинансовых активов[1.

 

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ //Режим доступа.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/055a71948dbf2a4fc2478437cd89cd864ee8e6e5/

 

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов и призвана обеспечить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Основные методы планирования бюджетных доходов и расходов

Процесс управления деятельностью бюджетного учреждения включает в себя следующие функции: планирование, организацию, регулирование, учет, анализ и контроль. Поэтому планирование является частью управленческой деятельности любого уровня, которая направлена на определение целей и задач деятельности бюджетного учреждения, а также выработку путей достижения этих целей. Планирование деятельности бюджетных учреждений - это постановка целей в виде плановых (прогнозных) показателей доходов и расходов, которых необходимо достичь за планируемый период (как правило, год). Процедура планирования выполняет следующие задачи: повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; обеспечение координации деятельности и взаимосвязи интересов отдельных подразделений учреждения; прогнозирование, анализ и оценка результативности деятельности учреждения и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений; обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния учреждения

Бюджетная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с финансовым планом доходов и расходов. План финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период. В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах),

Бегунова, С.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / С.В. Бегунова; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2014 Режим доступа.  http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=259203#] С.188.                 Управленческий учет в бюджетных учреждениях: Учебник / под. ред. М.А. Вахрушиной. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. - С.93.Режим доступа // https://kpfu.ru/docs/F24471104/spislit.pdf   Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)                  // Режим   доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/2a2fd8efeffb727e38658d8fcbfc12849b3527 #dst1031

плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения, в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности.

В бюджетных, учреждениях постановка задач вышестоящим органом выступает в форме государственного (муниципального) задания. На финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанного с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества,              

из бюджет бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям.

Государственное (муниципальное) задание является обязательным для выполнения бюджетным учреждением.

Данный документ включает:

- перечень работ и услуг, оказываемых учреждением;

– объем работ и услуг;

– цену за оказание услуги (выполнение работы), если услуги или

работы выполняются платно;

– требования к качественным характеристикам работ и услуг;

– ссылку на нормативно-правовую базу оказания услуг (выполнения работ).

Далее определяется потребность учреждения в средствах на выполнение государственных (муниципальных) целевых программ, укрепление материально-технической базы и исполнение публичных обязательств. Рассчитываются плановые показатели дохода учреждения от оказания платных услуг и выполнения работ и соответствующие расходы, которые планируется осуществлять за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: