Тематические направления стратегической сессии

№ п/п Наименование направления Задачи Предварительная подготовка Участники
1. Экспорт образования и технологий: новые образовательные продукты для рынков стран ШОС и БРИКС, евразийская экономическая интеграция и социогуманитарные аспекты Понимание структуры рынка образовательных услуг для иностранных граждан (по направлениям подготовки и формам обучения) Конкурентные преимущества российского высшего образования: факторы успеха Стратегия вхождения университетов РБ в перечень участников национального проекта «Экспорт образования» Создание маркетплейса образовательных продуктов для иностранных абитуриентов в рамках НОЦ Разработка специальных грантовых программ для привлечения талантливых иностранных студентов на уровень магистратуры и аспирантуры в приоритетных технологических областях в партнерстве с российскими технологическими компаниями и научными центрами Повышение в ведущих вузах доли профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава со знанием английского языка до 90% и 50% соответственно: пути реализации в краткосрочной и среднесрочной перспективе Запуск пилотных программ проведения объединенных приемных компаний в странах – целевых рынках Решение проблем адаптации иностранных студентов в России, создание «дружественной» экосистемы и программ гостеприимства. 10 направлений образовательных услуг, которые являются главной ставкой организации в экспорте образования Конкурентные образовательные преимущества ВУЗа на рынках стран ШОС и БРИКС Основные программы работы на иностранных рынках (10) Доля курсов и программ, реализуемых на английском языке (либо других иностранных языках) Доля профессорско-преподавательского ППС с готовностью вести обучение на английском языке. Количество флагманских онлайн курсов (по направлениям подготовки) Наименования программ, реализуемых на иностранных языках Изучить: Опыт МГУ им. М.В. Ломоносова по открытию совместного университета в Китае Федеральный проект «Экспорт образования» Маркетплейсы (сетевые платформы) образовательных продуктов и проектов 2018 NMC Horizon Report (https://library.educause.edu/resources/2018/8/2018-nmc-horizon-report) 10 трендов будущего образования (http://trends.skolkovo.ru/2017/10/10-trendov-budushhego-obrazovaniya/)  
2. Модели управления НОЦ, интеграция с ИНТЦ, центрами компетенций НТИ. Технологическая платформа НОЦ Формирование модели Евразийского НОЦ с пониманием его специфики. Определение основных стейкхолдеров НОЦ в Республике Башкортостан и за ее пределами (экспортные направления, включая образование, технологии, продукты) Определение ролей и функций основных участников НОЦ и системы мотивации Разработка вариантов формирования центров компетенций НТИ под основные продукты НОЦ Цифровизация процессов. Платформа НОЦ. Аналитическое обеспечение реализации мероприятий НОЦ: статистика, сбор данных и их подтверждение, мероприятия. Описание вариантов Ролей участника под задачи Модели научных и образовательных кооперационных проектов Новые форматы создания междисциплинарных центров исследований, межвузовских кафедр. Цифровые сервисы в управлении наукой и образованием Изучить: Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта НОЦ: методические рекомендации по формированию программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня, методические рекомендации по подготовке ежегодных отчетов о результатах реализации программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня, Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2019 г. № 945 «О Совете научно-образовательных центров мирового уровня», Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта ИНТЦ: федеральный закон № 216-ФЗ от 29.07.2017 г. «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. N 1698 «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать образовательная организация высшего образования или научная организация, по инициативе которых создается инновационный научно-технологический центр», указ Президента РФ от 09.09.2008 N 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» Созданные в РФ ИНТЦ: 1. ИНТЦ «Сириус», Краснодарский край, область специализации – информационные технологии. 2. ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы», г. Москва, область специализации - информационные технологии, материалы и нано-технологии, когнитивные, нейро-технологии, искусственный интеллект, биотехнологии. 3. ИНТЦ «Долина Менделеева, г. Москва, область специализации – малотоннажная химия, агрохимия, тонкий органический синтез, фармацевтика, радиохимия, нефтехимия.  
3. Университет нового типа: фокус на инновации Собрать в единое целое проект формата «Нового» университета: университет технологическая опора Республики; инновационные направления развития университета; формирование связи «цифровая экономика – университет – общество». Программа 5-100: что необходимо сделать для попадания Модель управления университетом нового типа Научная, образовательная повестка университета: выбор модели развития Трансформация управления университетом, инфраструктура нового университета Университет 2035: возможности интеграции Принципы построения нового университета Университетские рейтинги (критерии и подходы к рейтингованию, представленность российских университетов): Academic Ranking of World Universities (ARWU), Шанхайский рейтинг (выпускается с 2003 года); QS World University Rankings, рейтинг QS (выпускается с 2004 года); Times Higher Education World University Ranking — Thomson Reuters (THE), рейтинг Times (выпускается c 2010 года). Университет 3.0 и 4.0 модели. Новые образовательные программы, соответствующие запросам будущего. Изучить: Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами (https://educonf.hse.ru/mirror/pubs/share/200388889) Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива. Аналитический доклад (http://foresight.sfu-kras.ru/sites/foresight.sfu-kras.ru/files/univ.pdf) Университет 2035, НТИ. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 2018 NMC Horizon Report (https://library.educause.edu/resources/2018/8/2018-nmc-horizon-report) 10 трендов будущего образования (http://trends.skolkovo.ru/2017/10/10-trendov-budushhego-obrazovaniya/) https://www.hse.ru/25professions/ (25 профессий будущего, к которым готовит НИУ ВШЭ)  
4. Новые форматы взаимодействия между образованием, бизнесом и наукой Форматы: образование – наука: проблемы, основные ограничения и пути изменения Форматы: образование – бизнес: проблемы, основные ограничения и пути изменения Форматы: наука – бизнес: проблемы, основные ограничения и пути изменения Определение места участников в форматах Формирование карты партнерств Евразийского НОЦ Формирование программ устойчивых партнерств в рамках НОЦ Цифровизация коллаборацией: цифровые сервисы в структурировании взаимоотношений между бизнесом, образованием и наукой. Бенчмаркинг практик башкирских университетов: поиск лучших решений и разбор практических кейсов     5 качественных примеров форматов партнерств в сфере образования, науки Кейсы партнерств, успешно реализованных на практике в университетах, в том числе в рамках конкурсов и программ Минобрнауки России (218 постановление) Изучить: Взаимодействие науки и бизнеса в процессе коммерциализации исследований и разработок (https://www.hse.ru/data/2018/01/11/1160579103/Взаимодействие%20науки%20и%20бизнеса%20в%20процессе%20коммерциализации%20разработок.pdf)  
5. Продукты и технологии мирового уровня (инжиниринг, передовые производственные технологии, кибербезопасность)

Понимание ставок мирового и российского уровня, трендов развития рынков технологий в сфере приложения проекта

Оценка уровня упаковки проектов

Уровень готовности технологий, предлагаемых для НОЦ

КНТП – возможности кооперации: существующие связи с индустриальными партнерами, институтами развития, возможные участники в будущем.

Проекты, инициированные авторами, по форме №3. Соответствие рынкам Национальной технологической инициативы

Краткие презентации проектов, инициированных авторами (сущность проекта, актуальность; предлагаемые продукты и решения мирового уровня с обоснованием, формы партнерств и коллабораций с другими участниками для реализации проекта)

Изучить:

Упаковка инновационного проекта (https://www.hse.ru/data/2013/05/28/1284940071/Упаковка%20инновационного%20проекта.pdf)

Национальная технологическая инициативы: 10 рынков, технологические барьеры на 7 рынках, меры поддержки

 
6. Продукты и технологии мирового уровня (цифровая и зеленая химия)  
7. Продукты и технологии мирового уровня (биомедицина и органика)  
8. Продукты и технологии мирового уровня (энергетика, цифровые сети, информационные технологии)  
9. Инновационная экосистема в регионе и технологическое предпринимательство Оценка существующей инновационной системы: потенциал, проблемы. Понимание необходимости изменений и направлений изменений (новые элементы) Взаимосвязь с сообществами, взаимосвязь с фондами поддержки инноваций Влияние элементов инновационной экосистемы на отдельные территории, региона Формирование модели экосистемы для Республики Башкортостан: новые элементы, перестройка существующих институтов развития Городское пространство в контексте взаимодействия с НОЦ: развитие инновационных и креативных кластеров в регионе, организация LIVINGLAB проектов в Республике Башкортостан как фактор вовлечения сообществ в результаты научной и инновационной деятельности Характеристика и показатели основных структурных элементов экосистемы, имеющихся у участника: · Лаборатории · Научно-образовательные центры · Научно-технические центры · Научно-исследовательские институты · Центры коллективного пользования · Учебно-научно-производственные комплексы (кластер) · Управления научно-исследовательской деятельности · Инновационно-технологические центры · Центры управления интеллектуальной собственностью · Инновационно-образовательные структуры · Бизнес-инкубаторы · Центры/управления инновационной деятельности · Технопарки · Центры трансфера технологий · Конструкторские бюро/конструкторские центры · Экспериментальные площадки и опытные производства · Инжиниринговые центры · Маркетинговые(выставочные)центры · IT-структуры · Органы сертификации · Центры инновационного консалтинга · Отделы инновационного развития · Центры коммерциализации НИОКР · Молодежные инновационные центры · Управления по взаимодействию с промышленностью · Центры прототипирования · Инновационные институты · Секторы поддержки малых инновационных предприятий · Фонды поддержки инновационных проектов (фонд целевого капитала) · Институты инновационных технологий · Система взаимодействия с ОЭЗ (Особой экономической зоной) Изучить: Живые лаборатории как инструмент развития инновационных кластеров (https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/216157692) Методология Living Labs (http://www.csr-nw.ru/files/csr/file_category_1206.pdf) Меры государственной поддержки технологического предпринимательства, действующие в РФ институты развития (ФРИИ, РВК, Фонд содействия инновациям, РФРИТ и др.) и их мандаты, программы Статистика развития секторов «Наука» и «Инновации» (http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/) Рейтинг инновационного развития регионов России (https://issek.hse.ru/rirr2019)    
10. Новые лидеры научно-технологического развития: развитие центров компетенций сотрудников участников НОЦ Формирование кадровой повестки: кадровые тренды в науке и образовании. Кадры новой формации. Кадровая повестка. Собственные кадры – существующий потенциал и программа их развития и мотивации Приглашенные лидеры НТР – требования, источники, мотивация работать в республике Выращивание новых кадров (собственных) – компетенции, которыми должен обладать менеджер в сфере науки, образования, направления программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки на основе анализа лучших мировых практик Система подготовки кадров в науке и образовании: от студента до академика. 10 лидеров в науке и/ или 10 лидеров в образовании в вашей организации (объективные критерии – публикационная, грантовая активность, участие в международных проектах) Действующие программы подготовки лидеров научно-технологического прорыва https://www.hse.ru/25professions/ (25 профессий будущего, к которым готовит НИУ ВШЭ) Подписка на материалы телеграмм-канала «Научно-образовательная политика  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: