Цель программы: поддержка и помощь молодым людям, решившим создать семью, а также супругам, желающим, чтобы их семья была крепкой, полной и счастливой

Любая

 

 

Чебоксары 2015
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Менеджмент счастливой семьи» являются: приобретение студентами базовых знаний в части традиционных основ семьи и современных мировых тенденций путем практического освоения необходимых компетенций, личных качеств и инструментов управления в вопросах создания, укрепления и развития собственной модели полной, успешной и счастливой семьи, как ячейки гражданского общества, представляющей уникальную модель в современных условиях глобальной экономики.

  1. Место дисциплины в структуре ОГД бакалавриата

В рабочем учебном плане дисциплина «Менеджмент счастливой семьи» представляет собой дисциплину профиля «Менеджмент», входящую в базовую часть общегуманитарного цикла подготовки бакалавра по любому направлению. Для прохождения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате изучения дисциплин учебного плана: «Педагогика и психология», «Общий менеджмент», «Социология».

Указанные связи и содержание дисциплины «Менеджмент счастливой семьи» дают обучающемуся комплексное представление в вопросах по формированию необходимых условий для успешной организации и запуска процесса эффективного управления семьей на различных этапах ее существования, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в период обучения и будущей жизни и деятельности бакалавра любого направления подготовки.

В процессе изучения дисциплины «Менеджмент счастливой семьи» студенты должны усвоить базовые требования, необходимые условия и личностные качества супругов и родителей, уметь использовать современные достижения педагогики и психологии, принципы работы с информацией, анализа внешнего окружения ситуации, экономико-математические методы и модели для принятия решений в вопросах эффективного управления семьей.

 

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:   законы развития природы, человека, общества, науки и мышления применительно к процессу управления семьей, как ячейкой гражданского общества, методические подходы к проведению анализа эффективности семейных отношений; методы оценки возможностей и подходы к формулированию единых ценностей; основы организации семейных отношений и просвещенного родительства; тенденции и закономерности развития процессов в полной семье; основные аспекты микроэкономики и методы финансового менеджмента применительно к задачам управления счастливой семьей.

Уметь: использовать нормативные правовые документы в разработке собственной программы  создания, формирования и развития своей счастливой семьи; критически оценивать личные достоинства и недостатки; проектировать организационную структуру счастливой семьи, анализировать взаимосвязи между едиными семейными ценностями с целью подготовки сбалансированного общего решения; учитывать последствия реализации решений руководства семьей; осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования; разрабатывать процедуры и методы контроля за ходом реализации процессов воспитания и развития детей; использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения задач эффективного управления семейными отношениями; эффективно организовывать совместную семейную работу; оценивать условия и последствия принимаемых решений в семье; оценивать воздействие макроэкономической среды на процессы эффективного развития семьи; анализировать и прогнозировать поведение ближайшего окружения; применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить финансово-экономические и организационно-управленческие модели своей семьи на разных этапах ее существования и развития; принимать обоснованные кредитные и финансовые решения; проводить анализ семейных конфликтов и рисков, использовать его результаты для принятия эффективных решений по улучшению; оценивать эффективность кредитных проектов при различных условиях финансирования; формировать семейный бюджет и составлять сметы затрат на ежедневные, постоянные, долгосрочные и неожиданные расходы.

 

Владеть: культурой семейных отношений, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации от супруга и детей, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность; методами количественного анализа и моделирования семейных отношений; основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; способностью осуществлять эффективное общение с супругом, детьми и родственниками по вопросам управления семьей; различными способами разрешения семейных конфликтных ситуаций на разных этапах ее существования; современными технологиями и инструментами управления в семье; методами управления семейными проектами и готовностью к их реализации; способностью к экономическому образу мышления; навыками экономического обоснования по семейных вложений; способностью оценивать финансовые результаты и социальные выгоды осуществления семейных инвестиций.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

   Общая трудоемкость дисциплины составляет___ зачетных единиц (144 часа).

 

 

 

Раздел

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах

Самостоятельной работы студентов

Формы аттестации

Л П/С Лаб СРС КСР КР КП РГР Рефер. Контр Э З
1. Введение 2 1 2                      
2. Модель «Менеджмент счастливой семьи (МСС)»   1 2 2   4                
3. Основные блоки и разделы модели   2 6 4   4                
4. Разработка личной программы МСС   2 4 4   8                
5. Проект «Найти свою пару»   3 4 4   10                
6. Проект «Заботливый молодожен»   4 4 4   10                
7.Проект «Ответственный супруг»   5 4 4   10                
8. Проект «Умный родитель»   6 6 4   10                
9. Проект «Мудрый глава семьи»   7 4 4   10     +          
10. Зачетное занятие   8 2 2   8                
Итого     38 32   74         + +   +

Цель программы: поддержка и помощь молодым людям, решившим создать семью, а также супругам, желающим, чтобы их семья была крепкой, полной и счастливой.

Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» начинается со слов хорошо известной максимы: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Этим афоризмом великого писателя фактически определены концептуальные условия счастливой семьи. Если представить их визуально, то в качестве явного образа можно предложить детскую развивающую игру «Составь картинку из пазлов». И получается, что если мужчиной и женщиной движут общие надежды и желание создать свою семью, то они оба должны точно понимать назначение, место и время вложения каждого пазла, как важнейших условий для складывания цельной картинки с названием «Счастливая семья». А если, вдруг, кто-то из супругов или они оба не доработают в плане правильного строительства своей семьи, то это будет означать отсутствие необходимого пазла, и в эту условную дыру в картинке «счастливой семьи» будет уходить, как песок, ваше совместное счастье.

Конечно, в предлагаемом курсе "Менеджмент счастливой семьи", как и в любом теоретическом курсе, например, "Квантовой механике", много принятых условностей, отвечающих идеальному состоянию изучаемой модели. Так и мы предполагаем, что базовые теоретические знания о счастливой, идеальной семье, будущие супруги должны получить раньше, чем первый опыт сексуальных отношений, принесший реальный, но неожиданный результат.

Семья, как правильно принято об этом говорить, – ячейка общества. Самое простое обозначение ячейки – квадрат. А вот из каких частей и как эта ячейка должна формироваться, можно образно проследить на серии последовательных рисунков. В нашей схеме мы рассматриваем семью, как ячейку общества, состоящую из нескольких блоков и тесно с этим обществом связанную. Итак, «счастливая семья», в нашем понимании, состоит из четырех блоков: ответственный папа, заботливая мама, талантливые дети и её материальная составляющая (сюда относим общие ценности, общие дела, в том числе и домашние обязанности, и ресурсы).

Четыре составляющие «счастливой семьи» связаны друг с другом, и все они соприкасаются в одной точке – центре, который называется «ЛЮБОВЬ». В схематичном изображении эта точка красного цвета. Любовь является главным связующим элементом семьи, ее началом. Однако без дальнейшего развития и появления остальных составляющих эту точку нельзя назвать семьей.          

      Любовь, рожденная между мужчиной и женщиной, притягивает их друг к другу. Стрелки красного цвета на двух боковых блоках квадрата направлены друг на друга. И все, что было в жизни до этого – другие люди и какие-то дела, перестает для вас значить. Все думы и помыслы теперь только об одном человеке, о том, какой он не такой, как все. И единственное желание – сделать все возможное и невозможное, чтобы любимый был всегда рядом. Лучший способ для этого – соединиться с ним для создания семьи, и жить долго, дружно и счастливо так, чтобы и умереть в один день.

      Мужчина и женщина больше общаются, ближе узнают друг друга, делятся своими взглядами на жизнь. Изначально взгляды на жизнь в паре могут не совпадать, но мужчину и женщину связывает любовь. Поэтому для создания счастливой семьи они учатся взаимопониманию, формируя общие для двоих ценности. Семья, состоящая из отдельных личностей, строит свое настоящее и будущее, основываясь на ценностях, принятых супругами. Ценности нашей семьи – это, в конце концов, самое главное, что есть у нас. Стрелки темного цвета показывают постоянный вклад мужчины и женщины в создание и развитие нижнего треугольника, изображенного на схеме.

      Когда в паре есть общие ценности и схожие взгляды на то, как нужно жить, появляются совместные дела. Это следующая ступенька за «общими ценностями» в нижнем треугольнике на нашем рисунке. И эта составляющая также одинаково зависит как от мужчины, так и от женщины. Общие дела как бы «вытекают» из ценностей. Сюда могут относиться домашние обязанности, совместное времяпрепровождение, совместное решение каких-то вопросов. Семейная лодка разбилась о быт – короткое, но точное определение главной проблемы для большинства порушенных семей, из-за неумения вести общие домашние дела.

Следующая ступень – ресурсы или семейный бюджет. Когда у пары появляются общие денежные средства, семья имеет право на существование. Супругам есть, на что жить и на чём «строить» свою ячейку общества. Ресурсы – это фундамент семьи, то, без чего существование невозможно. В графическом изображении ресурсы также являются основой квадрата.

Когда нижний треугольник квадрата сложен, семья может существовать. Есть любящие друг друга муж и жена, имеющие общие ценности, занимающиеся совместными делами, имеется материальная база для реализации семейных целей. Получившаяся схема отражает большинство молодых семей. Однако это ещё не до конца «счастливая семья».  

       И вот наступает пора завершения создания образа картинки «Счастливая семья», мы приступаем к началу построения верхнего треугольника «Ваши талантливые дети». Вершина и этого треугольника берет начало с общей точки. Вот он истинный образ Любви, являющейся исходной точкой семьи и основой для продолжения жизни. Только с появлением ребенка семья может по праву стать «счастливой семьей». А мужчина и женщина готовы приобрести новый статус – счастливые родители. Верхние части диагоналей будущего квадрата семьи можно представить, как две ладошки мамы и папы, оберегающие маленький росточек новой жизни от всех сторонних невзгод. Но сверху над ним всегда должно светить солнце. «Талантливые дети» окружены любовью родителей, что отражает линия красного цвета на стыке трех блоков. Блок «дети» не связан тесно с блоком ресурсов, все необходимое материальное обеспечение дети получают через родителей. 

На этом наша метафорическая схема не завершена. Семью нельзя рассматривать изолированно от общества. Образ отдельной семьи, в виде квадрата, как ячейки гражданского общества, можно изобразить в центре большого круга, представляющего собой «Государство и Общество». Продолжим диагонали квадрата, делящие его на четыре треугольника, за пределы ячейки, так что и внешний круг будет разделен на четыре основных сегмента: правое и левое, нижнее и верхнее. Любая семья обязательно, в той или иной мере, взаимодействует с основными институтами Общества. Боковые сегменты – это внешние контакты семьи, отношения и связи супругов с родными, друзьями, коллегами и знакомыми, это работа для общества и государства, и личное хобби.

      Нижний сегмент круга, связанный с квадратом семьи, означает институты государства, работающие с семьей. Это, в первую очередь, законы и другие правовые положения государственной политики в области поддержки и контроля семьи, родителей и детей. Этот же сегмент отвечает за вопросы ЖКХ, ценообразования и развития услуг. Да еще за многое, многое другое, что прямо или косвенно связано с семьей.

       А вот верхний сегмент – это образ общественного института духовного развития человека, объединяющий Культуру и Образование. Он, в первую очередь, включает Институт Школы, представленный всеми уровнями образования. При этом истоки образования и развития ребенка начинаются с низшего уровня верхнего треугольника квадрата семьи, а значит с перинатального периода, фактически с первых месяцев беременности.

 

 

Кроме того, «счастливая семья» в нашей схеме – система динамичная. Она находится в постоянном развитии, масштабы которого зависят от деятельности родителей. Родители постепенно увеличивают материальную базу, развиваются творчески и духовно, способствуют развитию детей. Наша семейная ячейка, небольшая по размеру на первых порах, с годами растет и количественно и качественно. Это касается всего – и размера дома, и количества детей, и конечно, профессионализма, опыта и мудрости родителей.

 

Понятия управления и семьи связаны между собой и сформировались еще в античной философии. Платон считал семью исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Так почему сегодня нужны специальные курсы менеджмента счастливой семьи? Разве не в своей семье, воспитавшей вас, можно получить эти необходимые знания?

Да, безусловно, роль семьи, как главной среды воспитания детей максимально велика. Но велика, как в позитивном, так и в негативном влиянии на детей. К сожалению, в России за последние годы было много потеряно в части традиций и опыта семейного воспитания.

Более 40 лет назад, в далеком 1974 году под эгидой ЮНЕСКО было проведено исследование подготовки молодежи к семейной жизни в развитых и развивающихся странах. В результате были сделаны два основных вывода:

• семья является необходимым условием стабильного развития общества;

• всесторонняя подготовка к семейной жизни признана необходимостью.

К сожалению, в нашей стране ситуация с этим вопросом за последние годы явно не улучшилась. Из-за череды социальных разрушений в стране, большинство жителей России погрузились в состояние неопределенности. И, как следствие, произошел полный развал семейных отношений: Россия по количеству разводов и абортов занимает первое место в мире.

Самые правильные, общепринятые слова в яркий, праздничный День бракосочетания о желании жить по любви, долго и дружно в своей семье, вместе преодолевать преграды и горести, так, чтобы только смерть могла вас разлучить, остаются для нашей молодежи просто словами и могут никогда не реализоваться. Если еще «на том берегу» будущие супруги не смогут вместе и точно сформулировать, а еще лучше, если они на бумаге пропишут, как программу развития своей семьи, все важнейшие и необходимые шаги и этапы ее становления.

Результаты многочисленных исследований, проведенных в разных странах мира в последнее время, убедительно показывают, что ясная, четко сформулированная и зафиксированная на бумаге цель, заставляет вас действовать, а значит, ваша жизнь наполняется новым смыслом и обязательно принесет успех. Тот, кто держит свои идеи и мысли лишь в голове и думает, что это и есть цель, скорее всего, ошибается. Для того чтобы цель превратилась в конкретный результат необходимо действовать: изучить, освоить и убедиться, что у вас сформированы в необходимой степени все обязательные компетенции. И, конечно, у вас должно быть стойкое и яркое желание реализовать свою цель, чтобы осознанно пройти весь путь практического освоения всех необходимых, но достаточных для вас компетенций счастливого супруга и ответственного родителя. 100 компетенций, входящих 10 основных блоков, из которых складывается счастливая семья:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: