Наш опыт музеефикации своей жилой квартиры

«Обычная квартира школьной учительницы начала 20 века в обычном доходном доме». Фурштатская ул, 9 – Кирочная ул, 8, кв.80.

Почему это оказалось возможным? Наш дом был добротно построен в 1903 году с металлическими балками перекрытий, поэтому не было необходимости в капитальном ремонте. По счастью он не пострадал и во время блокады. Поэтому максимальная сохранность планировки и благоустройства.

Сама же квартира тоже сохранилась неплохо. В ней живет уже шестое поколение нашей семьи. Е.Д.Юхнева в детстве застала быт начала 20 века практически без изменений. Родилась она в 1960 году еще при печном отоплении. Единственное нововведение к тому времени было на кухне – рядом с дровяной плитой стояла газовая. Все другие усовершенствования и изменения происходили у нее на глазах: устанавливались радиаторы парового отопления, ванна с газовым водонагревателем, а потом провели горячую воду. Убрали одну круглую печку, потом и плиту. Вот, пожалуй, и все. И благодаря инерционности бытовых представлений, мы с детства весьма уютно жила по старым правилам среди старой мебели. 

Чем же может быть интересна наша квартира посторонним людям? Первое отличие – это не мемориальная квартира – так могла быть меблирована и использоваться любая квартира столетней давности. И рассказываем мы как раз об обычном, кто постарше – вспоминают, что именно так и было. И второе отличие – это женская квартира. Все мемориальные квартиры посвящены мужчинам, не так ли? А мы можем показать как жила обыкновенная петербурженка и рассказать о женском пространстве Петербурга. И последнее отличие – это жилая квартира, а не музей. Приходя сюда как в гости, люди и чувствуют себя гостями, а не экскурсантами. Они в кабинете рассматривают учебники, по которым учились до революции, в столовой пьют чай с вареньем, сидят, на чем сидели, только что не спят…

Попытаемся здесь подробно рассказать, что можно интересного увидеть в самой обычной старой квартире, что было во дворах, как рассматривать доходный дом. Может, вы оглянетесь и все это увидите вокруг себя?

Планировка и благоустройство квартиры

Планировка нашей квартиры вполне обычная для дворового флигеля. Вдоль глухой стены брандмауэра между парадным и черным входами идут темные помещения: передняя, коридор, ватерклозет. Окна всех жилых помещений смотрят в одну сторону, у нас – на запад. Такая планировка для многокомнатных квартир выглядит довольно уныло, но для маленьких по меркам того времени квартир вполне приемлема. Но, несмотря на начало 20 века, мы видим в большой комнате три двери, что свидетельствует, что коридор по-прежнему воспринимался как вспомогательный проход лишь для прислуги, а хозяева и их гости ходили через комнату.

Квартира общей площадью 86 м2 – двухкомнатная. Первая от парадного входа изолированная 23-метровая квадратная комната в два окна - спальня. Проходные спальни остались в далеком прошлом. 27-метровая смежно-изолированная комната рядом с кухней – кабинет, гостиная и столовая. У черной лестницы хозяйственные помещения: 14-метровая кухня, ватерклозет и прихожая.

 Половина квартир в нашей парадной не поменяли двойные старые филенчатые распашные двери на металлические. Мы тоже. Обычно использовалась одна часть входной двери в аршин (71 см), а вторая - меньшая часть в пол аршина - распашной двери фиксировалась с торца двери специальными задвижками вверх и вниз. Кроме того изнутри квартиры ее удерживал мощный крюк. Сохранились у нас все крюки и засовы. Распашными входные двери делались для того, чтобы в квартиру можно было бы внести массивную мебель. Расстояние между двумя входными дверями – тамбур в 1 аршин, это обычная для Петербурга толщина капитальных стен. Поскольку лестницы не отапливались, то прохладное пространство тамбура использовалось для хранения продуктов. Вот и мы там традиционно храним варение.

Все межкомнатные двери – одинарные, стандартные по ширине: по аршину и 2 вершка (88 см) и по высоте 3 аршина (210 см). Сохранились старинные ручки. Но на что стоит обратить внимание – на световые окна над дверями, через которые дневной свет попадал и в темные помещения квартиры. У нас в квартире 5 световых окон: из них три по ширине двери, а два шириной во всю стену – 4 аршина. Интересно, что использование световых окон в интерьерах закончилось лишь в 1960-х годах – помните световые окна из кухни в ванну в так называемых «хрущевках»?

Окна у нас сохранены в своих столетних рамах с родной фурнитурой – металлическая фигурная ручка выдвигает засовы вверх и вниз. Квартирные окна 180 см на 120 см – классическая пропорция для петербургских окон - 2 к 3. И еще обратите внимание, гуляя по старинным петербургским улицам, как лестничные окна доходных домов к концу 19 века становятся значительно больше квартирных – при ценности естественного освещения на лестницах не берегли тепло – они ведь все равно не отапливались.

Полы в нашей квартире были из мощных досок, крашенных коричневой масляной краской. Это было обычно для дворовых квартир. Только в парадных комнатах фасадной части дома клали паркет. К сожалению, первоначальный пол у нас 50 лет назад был закрыт паркетом.

А вот потолок в жилых помещениях сохранился. Кроме шести профилей, обрамляющих его, стоит обратить внимание на обычный скругленный переход стен в потолок. Это атавизм от сводчатых потолков, в 19 веке уже не игравшей конструктивной роли, и сохранявшийся из соображений уюта до 1950-х годов в так называемых «сталинках». Вообще закругленность и в мебели (вспомните обязательный круглый стол по середине, закругленные углы так называемых «ждановских» шкафов и тумб) была связана с восприятием уюта, которое было резко сломлено на рубеже 1950-60-хгодов. Это время появления и массового распространения нового типа квартир и соответствующей мебели, и резкого изменения у основной массы населения представления об уюте и комфорте.

Но что интересно, это изменение моды лишь частично коснулось обоев. До сих пор (21 век на дворе!) можем найти отголоски моды обивать стены шелком, вытесненной почти два века назад массовым распространением бумажных обоев. Во-первых, это шелкография, имитирующая фактуру шелка на бумажных обоях. В нашей квартире спальня выдержана в этой традиции, также выбран характерный для личных помещений теплый оттенок. Во-вторых, это вполне распространенный и теперь трехчастный способ оклейки стен, когда нижняя треть стены оклеивается одними обоями, полосатый узор которых напоминает деревянные панели, а верхние две трети – другими обоями с цветочным орнаментом, напоминающий шелковую обивку. Так оформлена столовая в нашей квартире.

Небольшие помещения или часть стен над панелями раньше декорировали кожей, с середины 19 века бумажные обои имитировали кожаные как по фактуре, так и по сюжету. Любили обои-обманки, где были настолько натурально изображены книги, что рука сама тянулась взять ее, или смахнуть муху с фруктов, изображенных на обоях. У нас передняя оклеена именно такими «кожаными» книжными обманками.

А прихожая с черной лестницы оклеена обоями с рекламами из петербургских газет начала 20 века. Это было тоже признаком времени. К газетам относились очень утилитарно – страницы с текстом использовались для самокруток, для клозетов и для других домашних дел, а оформленные красивыми картинками рекламы служили для украшения стен. А если уж оклеить всю стену такими рекламами – так вообще шикарно! Да, что говорить о простых горожанах, когда дочери последнего нашего императора Николая 11 стены своих комнат в Нижней даче в Петергофе украшали рекламами, вешая их над кроватями.

Отопление в квартире у нас было 57 лет дровяным до 1960 года, а потом 57 лет так называемым паровым, на самом деле водяным. При строительстве дома наша квартира была оборудована четырьмя отопительными приборами. Было две круглые кирпичные печки, жестяные кожухи которых красилась краской-«серебрянкой» - такие печки повсеместно отапливают до сих пор дачи. Одна печка была в передней, именно ее топили во время блокады, она исчезла после войны из-за ненадобности – топили ее чрезвычайно редко, а место занимала. В начале 1950-х годов передняя была переоборудована в жилую комнату, поскольку в квартире было тесно - жили четыре поколения семьи. Вторая такая печка была в спальне, она была демонтирована в начале 1960-х годов – сразу же после перехода на паровое отопление, тоже для освобождения пространства – по площади она занимала один квадратный метр. Такова была типичная судьба этих печек.

В кухне была самая обычная с двумя конфорками и духовкой плита, облицованная глазурованными белыми изразцами, чтобы возможно было хорошенько ее мыть. Плиту демонтировали через десять лет после появления парового отопления, когда в кухнях устанавливали ванны.

Сохранилась голландка в рабочем состоянии. Интересна она своим бюджетным вариантом, характерным для квартир дворовых флигелей. Такие печи были облицованы неглазурованными изразцами, которые красились обычно в цвет обоев. Наша голландка была крашена за свою историю 8 раз – один раз она была даже темно-синей.

Освещение сразу же при постройке дома было электрическим. Проводка была внешней – витые провода в нитяной оплетке крепились к стене фарфоровыми роликами.Розетки были или кнопочные, или рычажковые. На внутреннюю проводку перешли 1970-е годы. В осветительных приборах, также как и в обоях, можно проследить инерционность. Люстры и настольные лампы с ампирных времен как будто не заметили, что уже давно не свечное освещение. Отсюда странные для электрического освещения плафоны, которые так понятны как защита от капающих свечей. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: