История развития экологии как науки

Прочитать, ответить на вопросы

Фото ответов вкинуть в ВК

Конспект занятия по экологии

Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Цель урока:

· обучающая: познакомить обучающихсяс основными задачами и предметом экологии; рассмотреть основные этапы развития экологии как науки; показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.

· развивающая: развить умение самостоятельной работы с учебником, научно-популярной литературой; развить общеучебные и интеллектуальные навыки, умение работы с табличным материалом; развить логическое мышление, познавательные интересы.

· воспитательная: формирование научного мировоззрения; формирование знания об экологии как области научной картины мира.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: интерактивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: география, биология, физика

Оборудование: учебник, тетради, презентация занятия

Ход занятия

І. Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности.

Пришло время каждому осознать, что мы живем в призрачном озоновом пространстве, что наша Земля – уникальный небесный цветок. А мы уничтожаем этот цветок, разрушаем его оболочку, вырываем нежные ростки лепестков. Птицы и звери, цветы и деревья обращаются к человеку: «Сохрани то, где ты стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии протянутой руки». Необходимо ввести в нашу жизнь такие понятия, как «экологическое мышление», «экологическая деятельность», «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическая культура». Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей природной среде, которое строится на базе экологического сознания. Экологическое сознание - обязательный элемент экологической культуры. Оно вырастает на базе логической переработки знаний, но представляет качественно новую ступень, т.к. происходит превращение знаний в убеждения. Именно экологические знания, экологическая образованность, экологическая деятельность позволят научить экологически, мыслить молодое поколение.

ІІ. Изучение нового материала.

Экология как наука.

В 1866 г. молодой немецкий биолог, профессор Йенского университета Эрнест Геккель в своем фундаментальном труде «Всеобщая морфология организмов» впервые употребил этот термин, который был образован из двух греческих слов: ойкос (oikos) - дом, жилище; логос (logos) — слово, логика, наука.Дословный перевод означает «наука о доме (жилище)»

 

История развития экологии как науки

Для дальнейшей работы необходимо начертить таблицу и по мере рассказа ее заполнять:

Ученый Вклад в науку
   

 

В истории развития экологии можно выделить 3 основных этапа.

 

1 этап - зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.)

На данном этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

Ученые, внесшие вклад в развитии экологии в данный период:

Аристотель (384-322 до н. э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении: о миграциях, зимней спячке, строительной деятельности, способах самозащиты и т. п.

Ученик Аристотеля, «отец ботаники» Теофраст Эрезийский (371-280 до н.э.) привел сведения о зависимости формы и роста растений от разных условий, почвы и климата

Гиппократ высказал идею о влиянии факторов среды на здоровье человека.

Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия                      в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии.

Русские путешественники 17 – 18 вв. Крашенинников Степан Петрович, Лепехин Иван Иванович, Паллас Петр Симон:   описание растительности и животного мира труднодоступных районов (Сибирь, Арктика), первые сведения об образе жизни различных видов, первые идеи о зависимости организмов от среды обитания.

Роберт Бойль (1627-1691) - первым осуществил экологический эксперимент. Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных.

Жан Батист Ламарк (1744-1829) - автор первого эволюционного учения. «Философия зоологии» - дал представление о сущности взаимодействий в системе «организм – среда».

Английский священник и ученыйТомас Мальтус (1766 - 1834) доказал, что рост численности населения Земли идет в геометрической прогрессии, а рост материальных благ, а первую очередь, сельскохозяйственной продукции – в арифметической, то есть недостаток питания является регулирующим фактором численности населения планеты.

 

2 этап - Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний.

Чарлз Роберт Дарвин (1809 - 1882) - основатель учения    об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина   о существующей                 в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.

Эрнест Геккель – автор термина экология. «Экология» - наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования.

Большой вклад в развитие экологии внесли такие ученые:

Артур Тенсли выдвинул понятие экосистемы (1935).

Владимир Николаевич Сукачев (1880 - 1967) – ввел в науку понятие «биогеоценоз» (1942). Разработал учение о растительных сообществах.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - создатель учения о биосфере. Он вводит новое понятие - ноосфера, что означает мыслящая оболочка, то есть сфера разума. Определил глобальные функции живого вещества.

 

3 этап (50-е гг. XX – до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.

Из строго биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики».

Юджин Одум в 1953 г. публикует один из лучших учебников по экологии «Основы экологии», который выдержал несколько изданий, в том числе и на русском языке.

Начало природоохранной деятельности Советского государства совпало с рядом первых декретов, начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г., который заложил основы природопользования в стране.

В 30-40 годах в связи с ростом индустриализации страны в России возникает новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование природных ресурсов.

В 70-80-е годы практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы, но губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось.

Современная экология превратилась в широкий цикл знаний объединив в себе:

· все разделы биологии,

· географии,

· химии,

· геологии,

· физики,

· социологии,

· физиологии человека,

· математики,

· экономики и др.

 

Связь экологии с другими науками.

 

Наука Пример Практическое значение
Физическая география    
Биогеография    
Химия    
Климатология    
Физиология    
Физика    
Математика    

Таблицу заполняют.

В XXI веке экология возведена в ранг обобщающей науки, которая включает в себя экологические направления самых различных наук. Так, например, на стыке экологии с другими науками получили развитие такие новые направления, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология,сельскохозяйственная экология, промышленная экология, космическая экология и т. д.

Экологическими проблемами Земли как планеты занимается глобальная экология, объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема (экосфера), а взаимоотношениями в системе «человеческое общество - природа» - социальная экология. Одним из новых самостоятельных ответвлений экологии человека становится быстро развивающаяся отрасль - здоровьесберегающие образовательные технологии в школе, рассматривающая вопросы приобретения человеком навыков здорового образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: