Для многих химических опытов необходимо нагревание. При пользовании любыми нагревательными приборами необходимо выполнять соответствующие правила техники безопасности, чтобы предупредить возникновение пожара.
При выполнении учениками опытов, связанных с нагреванием, из-за отсутствия спирта рекомендуется пользоваться сухим горючим.
Прежде чем раздавать таблетки сухого горючего, учащимся нужно рассказать о правилах пользования ими, особенно о способе тушения.
Зажигать таблетки сухого горючего надо спичками, а тушить – с помощью колпачка от спиртовок, керамическими тигельками, накрыв таблетку сверху. Недогоревшие таблетки издают довольно неприятный запах, поэтому их лучше сжигать до конца или сразу же убирать в вытяжной шкаф.
Пожарная безопасность в кабинете химии организуется в соответствии с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ. Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:
- пенные огнетушители (типа ОХП–10, ОХВП–10), порошковые огнетушители типа ОП–1 ("Момент–1", "Спутник", "Момент–2", ОП–2Б), размещаемые непосредственно в кабинете и лаборантской комнате.
|
|
- закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 м , укомплектованный совком вместимостью не менее 2 кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4-6 кг.
- накидки из огнезащитной ткани размером 1,2х1,8 и 0,5х0,5 м.
При загорании в кабинете химии необходимо:
- ЛВЖ и электропроводку гасить песком, огнезащитной тканью, порошковым огнетушителем;
- обесточенную проводку можно гасить водой;
- загорание в вытяжном шкафу ликвидировать первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентилятора.
Требования безопасности при проведении демонстрационных опытов
При подготовке демонстрационного опыта учитель должен хорошо продумать весь процесс проведения демонстрации и принять следующие меры:
-проверить исправность подготовленной аппаратуры и наличие реактивов;
- проверить наличие и исправность специальных средств защиты (защитного экрана, очков, перчаток и т.д.);
- удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к данному опыту;
- если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно должен предварительно проверить его в отсутствии учащихся с помощью лаборанта;
- следует всегда иметь наготове нейтрализующие вещества и аптечку с набором оказания первой помощи;
- при проведении опыта, сопровождающегося громким звуком, яркой вспышкой и т.д., учитель должен заранее предупредить об этом учащихся во избежание их испуга и вредного воздействия на их нервную систему;
|
|
- во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности;
- твердые сыпучие реактивы следует брать из склянок только шпателем или пробиркой;
- растворы необходимо наливать так, чтобы при наклоне этикетка оказалась сверху ("этикетку – в ладонь"). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливают жидкость.
Внимание! Все опыты с опасными для здоровья учащихся веществами, и которые могут быть причиной несчастного случая выполняет только учитель.