Час) 16-09 АТПиП
Психология общения
Уважаемые студенты!
Вам необходимо изучить материал лекции и выполнить задание к ней. Выполненное задание отправляете мне на почту tu0607@yandex.ru
Срок их выполнения – до 14.00 27.03.20
Отправляя документ на проверку, озаглавьте его так
Ваша фамилия_16-09 АТПи П_ Психология общения_Лекция 19_26.03
Пример: Иванов_16-09 АТПи П_ Психология общения_Лекция 19_26.03
Тема: Этические принципы общения в ситуациях профессиональной деятельности
Цель: изучение особенностей делового общения с точки зрения этических принципов
План:
1) Понятие об этических принципах общения и кодексах этики
2) Принципы этики делового общения между коллегами
3) Этические принципы общения для руководителя по отношению к подчиненным
4) Этические принципы в деловом общении подчиненного с руководителем
Литература:
Панфилова А.П. Теория и практика общения / А. П. Панфилова.- Москва: Академия, 2018.- 368 с.
В ситуациях профессиональной деятельности общение между сотрудниками, между подчиненными и руководителями организуется с учетом нравственных (этических) норм. Так, согласно сложившейся веками традиции, в любом обществе считаются неприемлемыми притворство, обман, неискренность, грубость, озлобленность, зависть. Несоблюдение этических норм может обидеть собеседника, уязвить его самолюбие, а это вызывает чувство неудовлетворенности и у самого говорящего, поскольку нравственный человек всегда (даже в случае невольного нарушения норм) чувствует себя неловко и даже может испытывать угрызения совести.
Учитывая большую роль нравственных норм в общении, многие компании создают кодексы этики – это свод норм поведения (принципов), считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы)
Опыт деятельности ряда известных фирм США, Франции, Японии показывает, что строгое соблюдение установленных правил и проведение соответствующей работы с персоналом обеспечивает им значительную прибыль.
Учитывая, что в профессиональных ситуациях общение строится между коллегами, между руководителем и подчиненными, во многих кодексах этики прописаны принципы общения на этих уровнях. Рассмотрим их.
Принципы этики делового общения между коллегами:
1. Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
2. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
3. Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
4. Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.
5. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.
6. Будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните - что посеешь, то и пожнешь.
7. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
8. Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
9 Старайтесь слушать не себя, а другого.
10. Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.
Свод этических принципов общения для руководителя по отношению к подчиненным может быть представлен следующими положениями.
1. Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.
2. При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.
3. Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующее замечание, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
4. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберете правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.
5. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
6. Тогда, когда уместно, используйте прием «бутерброда» – спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте, и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.
7. Никогда не советуйте подчиненному, как поступить в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, поблагодарят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответственность.
8. Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
9. Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
10. Соблюдайте принцип распределенной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря заслугам самого руководителя.
12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
13. Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.
14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок – проявление слабости и непорядочности.
15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.
Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении подчиненному с руководителем.
1. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: "Как вы отнесетесь к тому, если бы.,.?"
2. Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.
3. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только "да" или только "нет" Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит "нет", служит постоянным раздражителем.
4. Будьте преданы и надежны, что не будьте подхалимов. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, ею поступки нельзя предвидеть.
5. Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением "через голову", сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель потом случае теряет авторитет и достоинство.
6. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.
Задание для самоконтроля
Проверьте, правильно ли вы поняли положения лекции. Прочитайте каждое утверждение и оцените, верное оно или ложное. Ответы запишите в этот шаблон и отправьте только его на проверку!
| № утверждения | ответ (+ или -) | № утверждения | ответ (+ или -) |
| 1 | 6 | ||
| 2 | 7 | ||
| 3 | 8 | ||
| 4 | 9 | ||
| 5 | 10 |
Утверждения
1. Руководителю лучше всего утаивать свои ошибки от подчиненных, чтобы не уронить свой авторитет.
2. Расспрашивайте своих коллег о личных делах, обсуждайте личные проблемы, так вы лучше найдете взаимопонимание с ними.
3. Разграничивайте ваши обязанности и ответственность от других коллег.
4. Руководителю не нужно увлекаться моральными стимулами, например, хвалить подчиненного, достаточно материального стимулирования.
5. Кодексы этики – это свод норм поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.
6. Строгое соблюдение установленных правил общения и проведение соответствующей работы с персоналом по их выполнению, показало по опыту некоторых стран, что помогает обеспечивать значительную прибыль.
7. Если подчиненному нужно решить вопрос с руководством, то важно соблюдать субординацию, начинать надо с общения с непосредственным руководителем.
8. Чтобы занять достойное место среди своих коллег, нужно подчеркивать свои достижения и значимость.
9. Прием «бутерброда» - когда между двумя слоями критики спрятана похвала.
10. Если подчиненного руководитель нагружает обязанностями и ответственностью, то подчиненный вправе узнать и спросить о своих правах.






