Задание №2 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

Тема География мировых природных ресурсов

Практическая работа 2.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте

Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:

Вариант 1:

- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения нефти.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на контурной карте.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной карте.

- Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.

Вариант 2:

- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.

- Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.

Тест География мировых природных ресурсов

1. Определите, каким типом природных ресурсов наиболее хорошо обеспечены данные страны:


1. Австралия.

2. Бразилия.

3. Габон.

4. Ирак.

5. Иран.

6. Исландия.

7. Казахстан.

8. Китай.

9. Новая Зеландия.

10. Норвегия.

11. Перу.

12. Россия.

13. Уругвай.

14. Финляндия.

15. Швеция.

16. ЮАР.


А) топливно-энергетические;

Б) рудные;

В) земельные (почвенные);

Г) лесные;

Д) водные;

Е) геотермальны


2. Определите, для каких стран характерны указанные сочетания полезных ископаемых.


  1. Австралия.
  2. Бразилия.
  3. Индонезия.
  4. Иран.
  5. Канада.
  6. Перу.
  7. Россия.
  8. США.
  9. ФРГ.
  10. ЮАР.

А) нефть и каменный уголь;

Б) нефть и газ;

В) каменный уголь и железная руда;

Г) железная руда и бокситы;

Д) медные и серебряные руды;

Е) каменный уголь и калийные соли;

Ж) урановые и никелевые руды;

З) нефть и оловянные руды;

И) золото и алмазы;

К) полиметаллические руды и золото.

3. Определите, к какой группе по уровню обеспеченности водными ресурсами относятся данные государства.


1. Алжир.

2. Бразилия.

3. Венесуэла.

4. Индия.

5. Испания.

6. Канада.

7. Монголия.

8. Россия.

9. Тунис.

10. ЮАР

А) достаточная и избыточная обеспеченность;

Б) недостаточная обеспеченность.

4. Определите, к какой группе по уровню обеспеченности лесными ресурсами относятся данные государства.

  1. Гвиана.
  2. Италия.
  3. Канада.
  4. Китай.
  5. Конго.
  6. Ливия.
  7. Папуа - Новая Гвинея.
  8. Финляндия.
  9. ФРГ.
  10. Япония.

А) обеспечены хорошо;

Б) обеспечены плохо.

5. Приведите примеры стран, широко использующих нетрадиционные источники энергии.

6. Определите, к каким морям или побережьям приурочена добыча указанных полезных ископаемых.

  1. Алмазы.
  2. Железные руды.
  3. Нефть и газ.
  4. Оловянные руды.
  5. Титановые руды.
  6. Янтарь.

А) Бенгальский залив;

Б) Персидский залив;

В) Южно-Китайское море.

Г) Северное море;

Д) Юго-Западное побережье Австралии;

Е) Балтийское море;

Ж) Аравийское море;

З) Мексиканский залив;

И) Северо-Западное побережье Австралии

7. Выберите правильный ответ:

  1. Минеральные ресурсы относятся:

А) исчерпаемым; Б) неисчерпаемым; В) возобновимым; Г) невозобновимым.

2. Практически всеми видами ресурсов обеспечены:

       А) Канада;          Б) Индия;          В) ЮАР;          Г) Китай.

3. Из всех видов минерального топлива лучше всего человечество обеспечено:

    А) нефтью;          Б) газом;          В) каменным углем;          Г) бурым углем.

4. Крупнейшими запасами нефти располагает:

    А) Ирак;          Б) Саудовская Аравия;          В) США;          Г) Россия.

5. Наибольшие запасы железной руды находятся:

    А) в России;          Б) Австралии;           В) Бразилии;          Г) Китае.

6. Страной – лидером по площади пастбищ является:

    А) Австралия;          Б) Казахстан;          В) Китай;          Г) Монголия.

7. Крупнейший потребитель воды:

    А) население;          Б) сельское хозяйство;          В) транспорт;          Г) промышленность.

8. Кому принадлежит выражение: «Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее срубленное дерево будет означать ее конец:

    А) А.Е.Ферсману;          Б) Л.С.Бергу;          В) А. Гумбольду;          Г) Н.Н.Баранскому.









Тема География населения мира

Практическая работа 3.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.

Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:

Демографическая политика.

  Страны первого типа воспроизводства населения Страны второго типа воспроизводства населения
Характерные черты естественного движения населения    
Примеры стран (по пять)    
Цель демографической политики    
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики    

 

Практическая работа 4.

Задание №1 Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.

Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:

Страна Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения) Наличие\отсутствие экологических проблем Средняя продолжительность жизни
Япония      
Швеция      
Россия      
Индия      
Руанда      

- Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.

- Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения

 

Задание №2 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Цель: Формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации.

Вариант 1.

Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.

1. Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.

2. Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.

3. Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.

 

 

Страна

 

 

Численность населения

 

 

Естественный прирост

 

 

Возрастной состав

 

 

Половой состав

 

Занятость населения

 

в промышлен- ности в  сельском хозяйстве в сфере услуг
               
               

Вариант 2.

- Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

- Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.

- Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет.

- Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения

- Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны.

Статистические материалы для практической работы

 

Страна

Численность населения

Естественный прирост

 (кол-во чел. на 1000 жителей)

Возрастной состав

Доля городского населения

Занятость

В промыш- ленности В сельском хозяйстве В сфере услуг
Бразилия 192,5 млн. 11,43 0-14 – 26,3% 15-64 – 57% 65 и старше - 6,7% 83,1 % 14% 20% 66%
Франция 65,4 млн. 4,25 0-14 – 18,6% 15-64 – 65% 65 и старше-16,4% 77 % 24,4% 4,1% 71,5%
Монголия 2,7 млн. 14,64 0-14 – 27,9% 15-64 – 68,4% 65 и старше – 3,7% 60,2% 10% 42% 48%

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: