Некоторые авторы утверждают, что отношения занятость не имеют отношения к трудовому праву. Надо различать отношения занятости и трудоустройства.
Отношения по занятости – отношения, возникающие в связи с деятельностью государства по созданию условий и содействию граждан в поиске подходящей работы. В этом смысле занятость – одно из направлений государственной политики. Эти отношения в большей степени с административным управлением.
Отношения по трудоустройству – это процедурные отношения, связанные с обеспечением гражданином возможности свою способность к труду, в том числе путем заключения трудового договора. Все то, что предшествует заключению трудового договора и не только трудового (служебного контракта, например). Данные отношения имеют большую часть с Трудовым правом.
Основным нормативным актом, регулирующим отношения в области занятости является Закон РФ «О занятости населения» от 19.04.1991 года. В 1996 он был практические заново переписан и по сей день он изменяется. Этот закон определяет занятость с точки зрения фактического поведения.
|
|
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворение личных и общественных потребностей, не противоречащая законам и приносящая заработок (трудовой доход).
Выделяют различные формы занятости:
1. Наиболее распространенная – работа по договору (работа по найму – в законе; по трудовому, гражданскому договорам)
2. Самостоятельно обеспечивающие себя работой (нотариусы, ИП)
3. Прохождение военной службы по призыву или альтернативной службы
4. Периоды обучение в образовательных учреждениях по очной форме (только по очной)
5. Лица, осуществляющие деятельность в юридических лицах в качестве учредителей, участников
В основе государственной политики в сфере занятости лежит идея, вытекающая из конвенции об организации труда, которая сводится к тому, что все государства мира, в том числе и РФ, должны стремиться к обеспечению своим гражданам полной продуктивной и свободно избранной занятости. На основе положений этой конвенции РФ должна обеспечивать занятость в целях стимулирования экономического роста, а следовательно и повышение уровня жизни, удовлетворения потребностей предпринимателей в рабочей силе, а также решение проблемы безработицы. Мероприятия в области занятости напрямую связаны с уровнем экономического развития, взаимосвязи экономической и социальной сферы жизни.
В статье 5 закона о занятости государство провозглашает основные направления своей политики и основные проблемы, которые должны быть решены:
1. Развитие трудовых ресурсов (включая их обучение и создания необходимого уровня жизни)
|
|
2. Обеспечение равной возможности при реализации права на добровольный и свободно избранный труд, т.е. запрещение дискриминации
3. Создание условий, обеспечивающих нормальную жизнь и свободное развитие человека
4. Поддержка трудовой предпринимательской инициативы и содействие развитию способности к труду
5. Создание необходимых условий для лиц, утративших работу на период до ее возобновления (система государственных гарантий)
Основной проблемой является безработица. Государственная политика в первую очередь направление на ее преодоление. Опыт СССР показывает, что государство не должно стремиться к обеспечению абсолютной занятости, оно должно лишь снизить число лиц, не обладающих работой. При этом, в отношении лиц, которые не имеют работы предусмотрен ряд государственных гарантий, создается специальный субъект, который является центральным элементом в данных отношениях. Таким субъектов является безработный гражданин.
Безработный гражданин – не всякое лицо, которое не имеет работы, а статус которого определен законом о занятости.
У безработного есть ряд признаков, которые необходимо выделять:
· Трудоспособность лица (фактическая способность), при этом он должен быть дееспособным (должно присутствовать психическое равновесие) и устанавливается возраст – 16 лет, начиная с которого лицо имеет право заниматься практически любой деятельности.
· Гражданство лица не является критерием. И иностранный гражданин и лицо без гражданства при условии их законного пребывания могут рассматриваться в качестве субъекта трудовых отношений.
· Они не должны иметь работы и заработка (не должны относиться к категории занятых).
· Он должен искать работу и должен быть готов приступить к ней (имеет значение цель его поведения и обращения к государству). Он хочет получить подходящую работу (подходящей является такая, которая соответствует: 1) его профессионально подготовке; 2) условиям его предыдущей работы, если таковая была; 3) состоянию здоровья; 4) близости (не связана с переменой места жительства *может опускаться данный признак; 5) регистрация данного лица в государственной службе занятости в качестве безработного.
Существует несколько этапов регистрации:
1) Регистрация лиц, не имеющих работу, для определения общей численности (статистический этап)
2) Регистрация лиц в качестве ищущего работу
3) Регистрация лиц в качестве безработного (если 2 этап не был удовлетворен)
Лицо получает статус безработного с вытекающими правами и обязанностями. В целом, решение о признании лица ищущим работу принимается службой занятости по месту жительства. Гражданин должен предоставить удостоверение личности, трудовую книжку (при наличии таковой), документы о профессиональной подготовке (дипломы, аттестаты), справку о предшествующем среднем заработке (при наличии таковой). После предъявления соответствующих документов лицо должно зарегистрировать лицо не позднее, чем через 11 дней. Лицо, в данном случае, считается зарегистрированным в качестве ищущего работу. Если в течение 2 недель ему не предложили подходящую работу, то производится регистрация в качестве безработного лица. Возникает комплекс прав и обязанностей: