По ПМ.01Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава

МДК.01.01 «Конструкция, техническое обслуживание и ремонт электроподвижного состава»

Тема: 1.7 «Электрический привод и преобразователи ЭПС»

Методические указания и контрольные задания  

 для студентов заочной формы обучения

Учреждений среднего профессионального образования 

по специальности

 

190623 Техническая эксплуатация подвижного состава

железных дорог

 

специализация 190623.01 Устройства и электрические аппараты  электроподвижного состава

 

Петрозаводск 

2013

 

ОДОБРЕНО на заседании цикловой комиссии протокол № _____ от «___» __________________ 20___г. Председатель цикловой комиссии: ____________ ______________________   УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе:   _________________ А.В. Калько «_____»_______________ 20___г.

 

Выполнил: Рюнтю Виктор Иванович - преподаватель ПКЖТ – филиала ПГУПС

 

                                                     

 

Рецензент: Дедовец Дмитрий Тимофеевич - преподаватель ПКЖТ –  филиала ПГУПС

 

                                                     

 

 



Содержание обучения

по ПМ.01Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава

Наименование темы

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия

Объем часов Уровень освоения

Тема 1.7. Электрический привод и преобразователи ЭПС

Содержание

95

2

1

Конструкция тягового электропривода подвижного состава. Структурная схема электрического оборудования и преобразователей электровоза ВЛ 80 С. Условия работы и требования, предъявляемые к ТЭД электровозов и электропоездов. Рабочие и механические характеристики ТЭД. Особенность электропривода на различных видах ЭПС,в том числе на скоростных локомотивах. Техническая характеристика и конструкция узлов ТЭД постоянного и переменного тока. Часовой и длительный режимы работы ТЭД. Классы нагревостойкости изоляции электрических машин. Нагревание и вентиляция ТЭД. Понятие о САУВ.

 

2

Тяговые электродвигатели и их регулирование. Способы реверсирования, пуска и регулирования частоты вращения якоря ТЭД на ЭПС постоянного и переменного тока.Сущность процессов, происходящих в ТЭД при ослаблении возбуждения. Роль индуктивного шунта. Сущность реостатного и рекуперативного торможения на ЭПС. Простейшие электрические схемы торможения на электровозах переменного тока.

3

Электромашинные преобразователи и вспомогательные машины электроподвижного состава (ЭПС). Общие сведения об электромашинных преобразователях и вспомогательных машинах на ЭПС. Сравнительная оценка вспомогательных машин постоянного и переменного тока. Способы преобразования электрической энергии, виды электромашинных преобразователей,принцип действия, достоинства и недостатки по сравнению со статическими преобразователями. Делители напряжения, расщепители фаз, сельсины и др. Привод компрессора, вентиляторы, мотор – насосы. Регулирование подачи воздуха для охлаждения.

4

Преобразование тока и схемы выпрямления. Назначение, условия работы и требования, предъявляемые к тяговым трансформаторам. Способы переключения обмоток тягового трансформатора, применяемые на современном ЭПС. Назначение и роль переходного реактора. Режимы работы трансформатора. Устройство, конструкция тягового трансформатора, эл. схемы обмоток, их размещение. Приборы контроля уровня, температуры и давления трансформаторного масла. Возможные неисправности трансформатора. Охлаждение тягового трансформатора. Особенность ТТ на электровозе ЭП 1.   Основные элементы и параметры неуправляемых схем выпрямления. Схемы выпрямления и их сравнительная характеристика, область применения. Сглаживание пульсации выпрямленного тока и напряжения. Способы улучшения работы ТЭД от постоянного пульсирующего тока. Устройство и принцип действия силового полупроводникового вентиля. Особенность лавинного вентиля. Конструкция силовой выпрямительной установки. Схемы силовых полупроводниковых блоков. Система охлаждения выпрямителей. Виды и устройство управляемых диодов. Принцип действия тиристора. Методы регулирования выпрямленного напряжения, методы плавного регулирования напряжения. Использование тиристоров в качестве бесконтактных переключателей и регуляторов. Действие, устройство масляного и сухого трансформаторов. Схемы соединения обмоток. Режимы работы и способы регулирования напряжения. Специальные типы трансформаторов.

5

Специальные трансформаторы, реакторы, дроссели ЭПС. Назначение, устройство, технические данные и принцип действия специальных трансформаторов подвижного состава: регулируемых подмагничиванием шунтов (ТРПШ), магнитных усилителей (МУ), трансформаторов постоянного тока и напряжения (ТПТ и ТПН), индуктивных  шунтов (ИШ) и др.       

6

Конструкция бесколлекторных тяговых двигателей ЭПС. Преимущества и недостатки бесколлекторных ТЭД. Особенность конструкции и электрические схемы тягового привода асинхронных и вентильных ТЭД. Пути повышения надежности и ресурса ТЭД. Понятие о цикличности ремонта ТЭД технологическая схема ремонта ТЭД. Испытание ТЭД после ремонта.

7

Импульсные регуляторы. Их виды, область применения на подвижном составе. Принципы частотно- импульсного регулирования ЧИР и широтно - импульсного регулирования ШИР, работа данных регуляторов. Достоинства и недостатки ЧИР и ШИР.

8

Инверторы. Принцип работы зависимых инверторов. Достоинства и недостатки схемных решений. Возможности применения зависимых инверторов на подвижном составе. Принцип работы и электрические схемы автономных инверторов тока и напряжения. Электрические схемы полупроводниковых преобразователей частоты и фаз, построенные на биполярных транзисторах с изолированным затвором. Однофазные и трехфазные инверторы. Применение автономных инверторов на подвижном составе. Алгоритм управления для данных преобразователей.

9

Выпрямительно –инверторные преобразователи (ВИП). Принцип действия ВИП в тяговом и тормозном режимах, системы управления ВИП. Методы автоматического регулирования на подвижном составе. Электрическая схема ВИП на электровозе ЭП-1.

10

Аккумуляторные батареи подвижного состава. Конструктивное исполнение кислотных и щелочных аккумуляторных батарей подвижного состава. Технико-экономические характеристики, неисправности, техника безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей подвижного состава

Лабораторные работы

34

 

1

Исследование конструкции тягового электродвигателя локомотива

2

Исследование конструкции и диагностика состояния щёточно-коллекторного узла

3

Исследование конструкции, пусковой и рабочей схемы асинхронного расщепителя фаз (АРФ) типа НБ-455А

4

Исследование конструкции и электрической схемы мотор – насоса типа 4 ТТ 63 /10 тягового трансформатора

5

Исследование конструкции, электрической схемы тягового трансформатора электровоза и способа регулирования напряжения на вторичной стороне                                                                                                                     

6

Исследование работы однофазных неуправляемых схем выпрямления

7

Сравнительный анализ схем выпрямления и ориентировочный расчет выпрямителя по заданным параметрам

8

Исследование конструкции и испытание магнитного усилителя                

9

Исследование способов пуска в ход асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором и системы частотно-импульсного регулирования асинхронного электропривода       

10

Исследование работы управляемой мостовой схемы выпрямления

11

Исследование работы инвертора и широтно-импульсного регулятора

12

Исследование устройства и конструкции аккумуляторной батареи подвижного состава.Измерение уровня, плотности электролита, напряжения и ЭДС, сопротивления изоляции.Режим заряда АБ.
           


Таблица вариантов

 

 Контрольная работа состоит из трех задач и двух вопросов и выполняется студентами в отдельной тетради формата А4.

Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице вариантов.

 

Две последние цифры шрифта

№ варианта

Номера задач и вопросов

 

Две последние цифры шрифта

№ варианта

Номера задач и вопросов

1

2

3

 

4

5

6

1 51 1 1 15 29 37 45   26 76 26 10 15 21 40 41
2 52 2 2 14 28 36 44   27 77 27 9 14 22 39 42
3 53 3 3 13 27 35 43   28 78 28 8 13 23 38 43
4 54 4 4 12 26 34 42   29 79 29 7 12 24 37 44
5 55 5 5 11 25 33 41   30 80 30 6 11 25 36 45
6 56 6 6 12 24 32 42   31 81 31 5 20 26 35 46
7 57 7 7 13 23 31 41   32 82 32 4 19 27 34 47
8 58 8 8 14 22 40 42   33 83 33 3 18 28 33 48
9 59 9 9 15 21 39 43   34 84 34 2 17 29 32 49
10 60 10 10 16 22 38 44   35 85 35 1 16 30 31 50
11 61 11 1 17 23 37 45   36 86 36 2 15 29 32 49
12 62 12 2 18 24 36 46   37 87 37 3 14 28 33 48
13 63 13 3 19 25 35 47   38 88 38 4 13 27 34 47
14 64 14 4 20 26 34 48   39 89 39 5 12 26 35 46
15 65 15 5 19 27 33 49   40 90 40 6 11 25 36 45
16 66 16 6 18 28 32 50   41 91 41 7 12 24 37 44
17 67 17 7 17 29 31 49   42 92 42 8 13 23 38 43
18 68 18 8 16 30 32 48   43 93 43 9 14 22 39 42
19 69 19 9 15 29 33 47   44 94 44 10 15 21 40 41
20 70 20 10 14 28 34 46   45 95 45 9 16 22 39 42
21 71 21 1 13 27 35 45   46 96 46 8 17 23 38 43
22 72 22 2 12 26 36 44   47 97 47 7 18 24 37 44
23 73 23 3 11 25 37 43   48 98 48 6 19 25 36 45
24 74 24 4 12 24 38 42   49 99 49 5 20 26 35 46
25 75 25 5 13 23 39 41   50 0 50 4 19 27 34 47

 



Перечень рекомендуемой литературы для выполнения

Контрольной работы

 

1.Южаков Б.Г.. Электрический привод и преобразователи подвижного состава. М.: ГОУ УМЦ,2007г.

2.Бурков А.Т. Электронная техника и преобразователи. М.: УМК МПС России, 1999 г.

3.Бервинов А.Т. Электронная и микропроцессорная техника на ПС. М.: УМК МПС России, 1997 г.

4.Дайлидко А.А. Электрические машины тягового подвижного состава. М.: 2000 г.

5.Николаев А.Ю.Устройство и работа электровоза ВЛ80с М.: ГОУ УМЦ,2006г.

6.Калинин В.П. Электровозы и электропоезда. М.: Транспорт, 1992 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: