Классный руководитель в воспитательной системе школы

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения. Именно он очеркивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В настоящее время возродились тип таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

* учитель – предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

* классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции;

* в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника, а также классного куратора или тьютора, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.

Функции классного руководителя. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса к определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией правления, разработанной Р.Х.Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций.

К первому уровню относятся педагогические и социально – гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в отношении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого – педагогических, экономических и медико – экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно – нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав человеческого достоинства.

Социальная защита как функция классного руководителя – это, в первую очередь, комплекс психолого – педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально – экономическим условиям.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе. Эти задачи определяют второй уровень его функций – социально – психологических, к которым относится, прежде всего, организаторская. Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая как способ достижения поставленной перед классом целей.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это – управленческие функции, к которым относятся: диагностическая (выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся), целиполагания (доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива), планирования (помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности), контроля и коррекции (обеспечение постоянного развития воспитательной системы).

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

Права классного руководителя. Классный руководитель – административное лицо. Он имеет право:

· получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

· контролировать успеваемость каждого ученика;

· контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

· координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса;

· организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

· выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

· приглашать родителей в школу по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого – медико – педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

· получать помощь от педагогического коллектива школы;

· определять индивидуальный режим работы с детьми;

· отказаться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

Обязанности работы классного руководителя заключаются в следующем:

· организации в классе учебно – воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

· оказании помощи ученику в решении острых проблем;

· установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей.

Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

· по видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные;

· по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;

· по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

· по субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

· по результату – формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения;

· по числу участников – индивидуальные, групповые, массовые.

Классный руководитель и педагогический коллектив. Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он привлекает учителей – предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников.

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов. Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: