Детские общественные объединения как институт воспитания

 

Сегодня детское движение предстает как сложная социально – педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. Основная их ценность – это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей, индивидуального самоопределения и социального развития.

Детское общественное объединение – это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желание детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения – это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правилами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации – система малых первичных детских структур. Классический пример детской организации – пионерская, скаутская.

Еще одна важная особенность современных детских общественных структур – их право выбирать взрослых руководителей. Нет ограничении в базировании детских общественных объединений. Они могут создаваться и действовать на базе государственных и частных учреждений, общественных структур, по месту жительства.

Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы. Их влияние определяется многообразием факторов: спецификой государственного учреждения и общественной детской структуры; воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения; кадровым потенциалом школы; особенностями окружающего социума; личностью руководителя объединения и др. Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Детское общественное объединение представляет перед собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирование новых устремлений; с другой стороны, оно обуславливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы. Одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур – создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат – ребенок как личность, творец, созидатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: