Практические задания как способ реализации практико-ориентированного подхода в профессиональных образовательных организациях

 

В условиях стремительного развития общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся практических знаний, умений и навыков, в процессе профессионального обучения. Система подготовки специалистов в новых условиях должна выработать эффективную схему обучения, при которой обучающийся получает максимальное количество общетеоретических знаний в сочетании с сугубо практическими, и в то же время востребованными и перспективными, что может обеспечить будущему специалисту социальную защищенность и более быструю и успешную адаптацию в социуме. В современных условиях востребован высокий уровень подготовки конкурентоспособного специалиста, который умеет не только выполнять определенную работу на предприятии, но и может рекомендовать направления для улучшения его деятельности.

ФГОС СПО обязывают включать в процесс обучения сложные, не типичные ситуации, требующие от обучающихся интеграции междисциплинарных знаний, ситуации с вариативными способами решений. Выполнению данного требования может способствовать включение в образовательный процесс практических заданий.

На сегодняшний день многие тенденции свидетельствуют о необходимости и актуальности нового толкования практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании. Полноценная профессиональная подготовка будущих специалистов проходит эффективнее в условиях практической деятельности.

Выделяют следующие задачи практико-ориентированного обучения:

- показать связь предмета (в данном случае – основ гражданского права) с реальной действительностью;

- усилить практическую направленность для качественной подготовки обучающихся;

- воспитывать чувство коллективизма, формировать умение работать группой.

Практико-ориентированный подход – это метод преподавания и обучения, позволяющий студентам сочетать учебу с практической работой, ориентация учебного процесса на конечный продукт обучения. В качестве конечного продукта обучения выступает формирование и развитие у обучающихся определенных профессиональных компетенций.

Поскольку выше уже было указано, что гражданское право самым тесным образом связано с повседневной жизнью, большое значение в процессе его преподавания в организациях профессионального образования должно отводиться выполнению практических заданий.

Практические задания представляют собой задачи из окружающей правовой действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.

Практическое задание – это набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению профессионально-значимых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимых для их выполнения профессиональных и общих компетенций. Практические задания, которые используются на практических занятиях, учебной практике в правовой области, могут быть связаны с решением какого-либо юридического казуса, подготовкой проекта юридического документа, выполнение кейса, что особенно ценно в профессиях среднего профессионального образования, поскольку в них большая часть профессиональных компетенций имеет прикладной характер. Однако для таких компетенций, как правило, важны не только параметры конечного продукта, но и характеристики процесса практической деятельности (например, соблюдение правил юридической техники, логичность и последовательность в решении правового казуса и т.д.). Поэтому в качестве самостоятельной работы практические задания такого рода используются только для отдельных профессий и специальностей.

Цель практических заданий по основам гражданского права – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на прочных знаниях, но требуют умения применять их в практической деятельности. Назначение практических заданий по основам гражданского права – «окунуть» в решение «жизненной» задачи.

Важными отличительными особенностями практических заданий от стандартных являются:

1) значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию обучающегося.

Результат решения задания значим не только в процессе профессионального образования. Обучающиеся профессиональной образовательной организации сами могут стать «героями» подобной ситуации, поэтому найдя ответы на поставленные вопросы, определив участников правового поля, в будущем они уже не будут растерянными, а четко смогут найти выход, определить подлежащие применению правовые нормы.

2) условие практического задания сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, возникающая в сфере гражданских правоотношений, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета, из другой отрасли права или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задания.

При выполнении практического задания обучающийся должен обратиться не только к нормам Гражданского, но и Уголовного кодекса, а также положениям общей теории права.

3) указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи.

Кроме выделенных обязательных характеристических особенностей, практические задания по основам гражданского права имеют следующие характерные черты:

- по структуре эти задания – нестандартные, т.е. в структуре задания неопределенны некоторые из его компонентов;

- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задания, что приводит к объемной формулировке условия;

- наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности), причем данные способы могут быть неизвестны обучающимся, и их потребуется сконструировать.

Выделились три уровня сложности практических заданий.

 

Таблица 1

Уровни сложности практических заданий

 

Уровень Характеристика практического задания Соответствие уровню сложности
1 уровень Для решения требуется один теоретический факт при разрешении практической ситуации. 1 уровень – уровень воспроизведения
2 уровень Для решения требуется комбинация нескольких правовых идей при разрешении практической ситуации, применяются знания из разных разделов гражданского права, личные наблюдения. 2 уровень – уровень связи
3 уровень Для решения требуется исследовательский подход при построении правовой модели ситуации, изучении нового материала, поиска нескольких способов решения одного задания, обращение к другим отраслям права. 3 уровень – уровень размышления

 

Практические занятия предназначены в первую очередь для того, чтобы научить студентов профессиональных образовательных организаций понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах. Помимо задач по каждой теме предусмотрены иные виды заданий, которые, в отличие от задач, которые направленных на решение конкретных споров, представляют собой поручения студентам, подготовить различные гражданско-правовые документы, провести сравнительный анализ определённых положений закона, составить схему по заданной теме.

Включая практические задания в систему изучения основ права, преподаватель учит студентов анализировать проблемную ситуацию, находить вариант её разрешения. На занятиях студенты рассматривают юридические случаи, основанные на письменных заключениях судов, гипотетические ситуации, содержащие конфликты и дилеммы, ситуации, имевшие место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других источников. Выполнение практических заданий – способ изучения основ права, ориентированный на исследовании. Он используется для того, чтобы помочь обучающимся применять теорию к реальным жизненным ситуациям. Поскольку студентам не даётся ясного юридического правила или нормы, которые нужно применять для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Это помогает пробудить интерес и развить у них логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решений. Приступая к выполнению практических заданий, студент должен верно уяснить содержание вопросов задания; правильно определить раздел права, к которому относятся эти вопросы. Это позволит не путать нормы различных гражданско-правовых институтов, например, деликтной ответственности и ответственности за неисполнение условий договора.

Определим структуру практического задания. За основу возьмём структуру задач предлагаемых в тестах PISA.

1) Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно. Он должен содержать только ту информацию, которая помогает заинтересовать обучающегося в выполнении задания или облегчает понимание задачной формулировки, следующей за стимулом. Если описание ситуации содержательно важно для выполнения обучающихся задания, оно играет в структуре практико-ориентированного задания роль одного из источников информации и размещается после задачной формулировки.

2) Задачная формулировка точно указывает на деятельность обучающегося, необходимую для выполнения задания. Задачная формулировка не может допускать различных толкований.

3) Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания. Другими словами, он является ресурсом для деятельности студента. Поэтому главное требование, предъявляемое к источнику, чтобы он был необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности. Чтобы практико-ориентированное задание было надежным, преподаватель должен быть уверен, что успешность обучающегося не зависит от того, располагает ли он тем или иным знанием. В отдельных случаях преподаватель может предлагать задание, которое основывается не только на внешних информационных ресурсах, но и на внутренних – программном содержании, которое было усвоено обучающимися. Предлагая такое задание, преподаватель должен, во-первых, предварительно убедиться (например, с помощью теста), что знания обучающимися усвоены, во-вторых, перечислить, на какие предметные знания обучающийся должен опираться при выполнении задания.

4) Инструмент проверки:

- модельный ответ – перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа;

- ключ – эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;

- наблюдения – способ детализации критериев оценки процесса деятельности обучающегося по выполнению задания.

Каждая составляющая практического задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность обучающегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Итак, обучение студентов организаций профессионального образования основам права через использование практических заданий позволяет реализовать требования практико-ориентированного подхода, что является продуктивной деятельностью, которая позволяет соединить теоретическое и практическое образование. Знания и навыки в этом случае рассматриваются как необходимые инструменты при планировании, выполнении и оценки студентом собственных действий. Такая связь между практическими действиями и обучением – важное условие для формирования у студентов общих и специальных компетенций, которые говорят о его готовности к участию в гражданско-правовых отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: