Особенности разработки практических заданий в процессе преподавания дисциплин

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

Кафедра «Профессиональное обучение»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Разработка практических заданий в процессе изучения дисциплин профессионального цикла

 

Выполнила: студентка 3курса

Ушакова Ю. А.

Факультет: профессионально-педагогический институт,

Группа: ЗФ-309/112-5-1

 

Научный руководитель:

Евплова Е. В.

Канд. пед. наук, доцент кафедры

 

Дата сдачи:_______________

Дата защиты:______________

Оценка___________________

Подпись руководителя ______

 

Челябинск

2019

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты разработки практических заданий в процессе изучения дисциплин. 5

1.1. Особенности разработки практических заданий в процессе преподавания дисциплин. 5

1.2. Практические задания как способ реализации практико-ориентированного подхода в профессиональных образовательных организациях. 9

1.3. Использование современных средств в процессе преподавания дисциплин уголовное и административное право. 16

Выводы по первой главе. 21

Глава 2. Практическая работа по разработке практических заданий в процессе изучения дисциплин административного и уголовного права. 22

2.1. Изучение особенностей образовательного процесса по основам административного и уголовного права в профессиональных образовательных организациях. 22

2.2. Методическая разработка практических заданий по основам административного и уголовного права в профессиональных образовательных организациях. 27

Выводы по второй главе. 34

Заключение. 36

Список литературы.. 38

 

 

Введение

 

В условиях внедрения новых Федеральных образовательных стандартов в образовательный процесс среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра методики преподавания учебных дисциплин, включая основы права. Обновленные стандарты помимо компететностно-ориентированного образования требуют наличия от специалистов среднего звена высокоразвитого правосознания, сформированной правовой культуры, отвечающих запросам рынка труда, требованиям гражданского общества, правового государства, способных адекватно взаимодействовать с другими субъектами общественных правоотношений.

Приоритетные цели повышения качества профессионального образования, обозначенные в Концепции модернизации Российского образования предполагают формирование у выпускников готовности к профессиональному самоопределению; подготовку компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.

Однако обновление государственных требований, к сожалению, не влечет за собой одновременного изменения и методики преподавания отдельных дисциплин. В системе профессионального образования до сих пор преобладает знаниевый подход, приводящий к тому, что специалисты, имеющие неплохую теоретическую подготовку, слабо ориентируются при разрешении реальных ситуаций в практической деятельности. Это особенно ярко проявляется в правовой сфере, где заученные правовые нормы абсолютно не гарантируют положительный правовой результат в практической деятельности.

На сегодняшний день отсутствует как методика разработки практических заданий по основам уголовного и административного права в профессиональных образовательных организациях, так и методика их применения, что, безусловно, затрудняет работу преподавателей этих организаций и не лучшим образом сказывается на качестве обучения.

Проблемам организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании посвятили свои работы Е. П. Белозерцев, Л.В. Будкина, А. Д. Гонеев, М. Н. Гуслова, Н. А. Зверева, Н.А. Морева, А.Г. Пашков и др. О необходимости практической направленности среднего профессионального образования писали Р.М. Ахметшина, Ю.Н. Бахметова, Е.Е. Гвоздева, Л.Н. Кирюхина, Е.Н. Панфилова и др. Отдельные аспекты методики преподавания основ гражданского права освятили А.И. Гомола, А.А. Гончаров, Я.В. Жаворонкова, А.В. Маслова, Е.А. Суханов и др.

Цель исследования: теоретическое изучение и разработка практических заданий в процессе изучения уголовного и административного права.

Объект исследования – процесс изучения основ уголовного и административного права.

Предмет исследования – методические особенности разработки практических заданий в процессе изучения уголовного и административного права.

Задачи:

1. Определить содержание и специфику процесса изучения основ уголовного и административного права;

2. Выявить и систематизировать способы, приемы и технологии преподавания изучения основ уголовного и административного права в образовательных организациях.

3. Разработать практические задания по основам уголовного и административного права.

        

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты разработки практических заданий в процессе изучения дисциплин

Особенности разработки практических заданий в процессе преподавания дисциплин

 

Современное состояние экономики нашей страны приводит к расширению сферы гражданско-правового регулирования имущественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности. Поэтому, модуль основы административного и уголовного права является одной из фундаментальных дисциплин, которая предусмотрена учебным планом специальности «Юриспруденция».

Задачи преподавания модуля состоят в том, чтобы содействовать формированию и развитию правовой культуры, помочь студенту определить место международных договоров, закона, подзаконных нормативно-правовых актов и иных источников в регулировании отношений; понять смысл гражданско-правовой материи и заложенные в ней возможности творческого практического применения. Нормативными источниками являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты [8].

К  учебно-методическим источникам относятся рабочая программа учебной дисциплины, научная литература, учебники, лекции, учебные, учебно-методические пособия и т.д.

Учебно-практические источники охватывают различные материалы, освещающие деятельность граждан по реализации своих прав и выполнение своих обязанностей.

По каждой теме модуля студентам необходимо изучить предлагаемую литературу.

По изучаемым темам проводятся консультации и собеседования. Если та или иная учебная тема (или отдельные ее вопросы) оказались неизученными, то студентам необходимо восполнить этот пробел в процессе самостоятельной работы над соответствующей темой. При возникновении затруднений в понимании тем курса можно обратиться за консультацией к преподавателю. В данное время в системе среднего профессионального образования применяются следующие организационные формы обучения студентов: лекционные занятия, контрольные, семинарские и практические занятия, консультации, практика, курсовые, квалификационные работы, экзамены и зачеты [38].

Качественная подготовка к занятиям определяется активной работой студентов на лекциях. Лекционные занятия – это основная организационная форма обучения,    направленная на первичное овладение знаниями [26].

Выделяют 3 типа основных лекций: вводная, информационная, обзорная. В    дальнейшем теоретические знания, полученные на лекциях и приобретенные в ходе индивидуальной самостоятельной работы, закрепляются и углубляются на семинарских занятиях, дополнительной целью которых является выработка умений и навыков устного изложения и анализа теоретического материала.

Семинарское занятие – это одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя [27]. Цель семинарского занятия – развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

B процессе подготовки к семинарским занятиям студенты обязаны законспектировать основные положения рекомендуемых по темам нормативных актов и литературы. Кроме этого предусматривается написание контрольных работ.

Практические занятия – форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения поставленных задач. В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов [38].

Изучение модуля отдельной отрасли права может быть завершено контрольно-консультационным занятием, на котором студенты выполняют задания по пройденным темам, данные преподавателем. Курсовые проекты (работы) – организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения теоретического курса дисциплины или цикла дисциплин [38].

Консультации, как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций - восполнение пробелов в знаниях студентов.

Итоговый контроль по курсу проводится в форме экзамена (зачета). Экзамены и зачеты служат формой проверки успешного овладения студентами теоретически и практических знаний.

При использовании любой формы обучение важную роль играет выбор методов обучения. На занятиях выбирать различные формы работы: лекции, семинары, практические занятия, комбинированные занятия, проблемные занятия и др. При подготовке к занятиям нужно изучить нормативно-правовые акты и постановления, а также ряд научных публикаций, которые рекомендованы к каждой теме. Это позволит познакомиться с актуальными проблемами гражданского права, выработать свою позицию по спорным вопросам и научиться ее аргументировать, что направлено на овладение профессиональными компетенциями в научно-исследовательской деятельности.

При подготовке к семинару необходимо анализировать и решать правовые ситуаций, данные к каждому занятию. «Погружение» в правовые ситуации и их анализ позволяет максимально приблизить полученные теоретические познания к практической деятельности юриста и познакомить студентов с проблемами правоприменительной практики.

При подготовке к лекционным занятиям важно продумать, как заинтересовать студентов к получению новых знаний, с помощью различных методов обучения, а в частности активных и интерактивных.

При подготовке практических заданий следует включать подбор типовых и нетиповых задач, подвести студентов к теме и цели выполнения практического задания. Сложность практических занятий следует постепенно повышать. В процессе выполнения предоставить полную самостоятельность студентам. При постановке новых целей и задач, совместно найти алгоритм выполнения. Так же стоит учить студентов не только стандартным процессам, но и поисковой деятельности.

Проводя зачетные и контрольные занятия, следует выбирать различные формы работ и комбинировать их: тесты, решение задач, ответы на вопросы, творческие здания в виде эссе и другие.

Ряд методических рекомендаций по проведению лекционного занятия:

-   вводную часть начинать с проблемно-поисковых ситуаций;

-   сообщать план лекции, который обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, нежели без плана;

-   использовать как минимум 2 способа донесения информации аудиальный и визуальные;

-   использовать на лекционных занятиях не только традиционную форму обучения, но и активные и интерактивные методы обучения;

-   использовать приемы активизации мышления, вовлекать студентов в дискуссии;

-   в конце занятия проводить рефлексию;

-   доносить информацию доступным языком: разъяснение новых понятий, проведения связей между понятиями;

-   приводить как можно больше ярких примеров, предлагать студентам привести примеры из их жизненного опыта;

-   излагать лекцию эмоционально;

-   связывать теоретические знаний с применением их на практике;

-   активное использование технических учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

-   постоянно поддерживать активное внутригрупповое взаимодействия, снятие им напряженности;

-   разбивать аудиторию на микрогруппы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами; использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: