МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Кафедра «Профессиональное обучение»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Разработка практических заданий в процессе изучения дисциплин профессионального цикла
Выполнила: студентка 3курса
Ушакова Ю. А.
Факультет: профессионально-педагогический институт,
Группа: ЗФ-309/112-5-1
Научный руководитель:
Евплова Е. В.
Канд. пед. наук, доцент кафедры
Дата сдачи:_______________
Дата защиты:______________
Оценка___________________
Подпись руководителя ______
Челябинск
2019
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки практических заданий в процессе изучения дисциплин. 5
1.1. Особенности разработки практических заданий в процессе преподавания дисциплин. 5
1.2. Практические задания как способ реализации практико-ориентированного подхода в профессиональных образовательных организациях. 9
|
|
1.3. Использование современных средств в процессе преподавания дисциплин уголовное и административное право. 16
Выводы по первой главе. 21
Глава 2. Практическая работа по разработке практических заданий в процессе изучения дисциплин административного и уголовного права. 22
2.1. Изучение особенностей образовательного процесса по основам административного и уголовного права в профессиональных образовательных организациях. 22
2.2. Методическая разработка практических заданий по основам административного и уголовного права в профессиональных образовательных организациях. 27
Выводы по второй главе. 34
Заключение. 36
Список литературы.. 38
Введение
В условиях внедрения новых Федеральных образовательных стандартов в образовательный процесс среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра методики преподавания учебных дисциплин, включая основы права. Обновленные стандарты помимо компететностно-ориентированного образования требуют наличия от специалистов среднего звена высокоразвитого правосознания, сформированной правовой культуры, отвечающих запросам рынка труда, требованиям гражданского общества, правового государства, способных адекватно взаимодействовать с другими субъектами общественных правоотношений.
Приоритетные цели повышения качества профессионального образования, обозначенные в Концепции модернизации Российского образования предполагают формирование у выпускников готовности к профессиональному самоопределению; подготовку компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.
|
|
Однако обновление государственных требований, к сожалению, не влечет за собой одновременного изменения и методики преподавания отдельных дисциплин. В системе профессионального образования до сих пор преобладает знаниевый подход, приводящий к тому, что специалисты, имеющие неплохую теоретическую подготовку, слабо ориентируются при разрешении реальных ситуаций в практической деятельности. Это особенно ярко проявляется в правовой сфере, где заученные правовые нормы абсолютно не гарантируют положительный правовой результат в практической деятельности.
На сегодняшний день отсутствует как методика разработки практических заданий по основам уголовного и административного права в профессиональных образовательных организациях, так и методика их применения, что, безусловно, затрудняет работу преподавателей этих организаций и не лучшим образом сказывается на качестве обучения.
Проблемам организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании посвятили свои работы Е. П. Белозерцев, Л.В. Будкина, А. Д. Гонеев, М. Н. Гуслова, Н. А. Зверева, Н.А. Морева, А.Г. Пашков и др. О необходимости практической направленности среднего профессионального образования писали Р.М. Ахметшина, Ю.Н. Бахметова, Е.Е. Гвоздева, Л.Н. Кирюхина, Е.Н. Панфилова и др. Отдельные аспекты методики преподавания основ гражданского права освятили А.И. Гомола, А.А. Гончаров, Я.В. Жаворонкова, А.В. Маслова, Е.А. Суханов и др.
Цель исследования: теоретическое изучение и разработка практических заданий в процессе изучения уголовного и административного права.
Объект исследования – процесс изучения основ уголовного и административного права.
Предмет исследования – методические особенности разработки практических заданий в процессе изучения уголовного и административного права.
Задачи:
1. Определить содержание и специфику процесса изучения основ уголовного и административного права;
2. Выявить и систематизировать способы, приемы и технологии преподавания изучения основ уголовного и административного права в образовательных организациях.
3. Разработать практические задания по основам уголовного и административного права.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки практических заданий в процессе изучения дисциплин
Особенности разработки практических заданий в процессе преподавания дисциплин
Современное состояние экономики нашей страны приводит к расширению сферы гражданско-правового регулирования имущественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности. Поэтому, модуль основы административного и уголовного права является одной из фундаментальных дисциплин, которая предусмотрена учебным планом специальности «Юриспруденция».
Задачи преподавания модуля состоят в том, чтобы содействовать формированию и развитию правовой культуры, помочь студенту определить место международных договоров, закона, подзаконных нормативно-правовых актов и иных источников в регулировании отношений; понять смысл гражданско-правовой материи и заложенные в ней возможности творческого практического применения. Нормативными источниками являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты [8].
К учебно-методическим источникам относятся рабочая программа учебной дисциплины, научная литература, учебники, лекции, учебные, учебно-методические пособия и т.д.
Учебно-практические источники охватывают различные материалы, освещающие деятельность граждан по реализации своих прав и выполнение своих обязанностей.
|
|
По каждой теме модуля студентам необходимо изучить предлагаемую литературу.
По изучаемым темам проводятся консультации и собеседования. Если та или иная учебная тема (или отдельные ее вопросы) оказались неизученными, то студентам необходимо восполнить этот пробел в процессе самостоятельной работы над соответствующей темой. При возникновении затруднений в понимании тем курса можно обратиться за консультацией к преподавателю. В данное время в системе среднего профессионального образования применяются следующие организационные формы обучения студентов: лекционные занятия, контрольные, семинарские и практические занятия, консультации, практика, курсовые, квалификационные работы, экзамены и зачеты [38].
Качественная подготовка к занятиям определяется активной работой студентов на лекциях. Лекционные занятия – это основная организационная форма обучения, направленная на первичное овладение знаниями [26].
Выделяют 3 типа основных лекций: вводная, информационная, обзорная. В дальнейшем теоретические знания, полученные на лекциях и приобретенные в ходе индивидуальной самостоятельной работы, закрепляются и углубляются на семинарских занятиях, дополнительной целью которых является выработка умений и навыков устного изложения и анализа теоретического материала.
Семинарское занятие – это одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя [27]. Цель семинарского занятия – развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.
B процессе подготовки к семинарским занятиям студенты обязаны законспектировать основные положения рекомендуемых по темам нормативных актов и литературы. Кроме этого предусматривается написание контрольных работ.
Практические занятия – форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения поставленных задач. В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов [38].
|
|
Изучение модуля отдельной отрасли права может быть завершено контрольно-консультационным занятием, на котором студенты выполняют задания по пройденным темам, данные преподавателем. Курсовые проекты (работы) – организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения теоретического курса дисциплины или цикла дисциплин [38].
Консультации, как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций - восполнение пробелов в знаниях студентов.
Итоговый контроль по курсу проводится в форме экзамена (зачета). Экзамены и зачеты служат формой проверки успешного овладения студентами теоретически и практических знаний.
При использовании любой формы обучение важную роль играет выбор методов обучения. На занятиях выбирать различные формы работы: лекции, семинары, практические занятия, комбинированные занятия, проблемные занятия и др. При подготовке к занятиям нужно изучить нормативно-правовые акты и постановления, а также ряд научных публикаций, которые рекомендованы к каждой теме. Это позволит познакомиться с актуальными проблемами гражданского права, выработать свою позицию по спорным вопросам и научиться ее аргументировать, что направлено на овладение профессиональными компетенциями в научно-исследовательской деятельности.
При подготовке к семинару необходимо анализировать и решать правовые ситуаций, данные к каждому занятию. «Погружение» в правовые ситуации и их анализ позволяет максимально приблизить полученные теоретические познания к практической деятельности юриста и познакомить студентов с проблемами правоприменительной практики.
При подготовке к лекционным занятиям важно продумать, как заинтересовать студентов к получению новых знаний, с помощью различных методов обучения, а в частности активных и интерактивных.
При подготовке практических заданий следует включать подбор типовых и нетиповых задач, подвести студентов к теме и цели выполнения практического задания. Сложность практических занятий следует постепенно повышать. В процессе выполнения предоставить полную самостоятельность студентам. При постановке новых целей и задач, совместно найти алгоритм выполнения. Так же стоит учить студентов не только стандартным процессам, но и поисковой деятельности.
Проводя зачетные и контрольные занятия, следует выбирать различные формы работ и комбинировать их: тесты, решение задач, ответы на вопросы, творческие здания в виде эссе и другие.
Ряд методических рекомендаций по проведению лекционного занятия:
- вводную часть начинать с проблемно-поисковых ситуаций;
- сообщать план лекции, который обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, нежели без плана;
- использовать как минимум 2 способа донесения информации аудиальный и визуальные;
- использовать на лекционных занятиях не только традиционную форму обучения, но и активные и интерактивные методы обучения;
- использовать приемы активизации мышления, вовлекать студентов в дискуссии;
- в конце занятия проводить рефлексию;
- доносить информацию доступным языком: разъяснение новых понятий, проведения связей между понятиями;
- приводить как можно больше ярких примеров, предлагать студентам привести примеры из их жизненного опыта;
- излагать лекцию эмоционально;
- связывать теоретические знаний с применением их на практике;
- активное использование технических учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;
- постоянно поддерживать активное внутригрупповое взаимодействия, снятие им напряженности;
- разбивать аудиторию на микрогруппы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами; использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.