Содержание и роль информационной индустрии

Информационная индустрия — это широкомасштабное производство информационных продуктов и услуг различного типа на базе новейших информационных и компьютерных технологий (от газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения сетей). Она включает две существенно разные части: производство информационной техники (машин и оборудования) и производство непосредственно информации.

Появление понятия информационной индустрии связано с распространением концепции постиндустриального общества, согласно которой основные ресурсы развитых стран сегодня вовлечены в информационный сектор экономики, информационные услуги и информация становятся одним из важнейших продуктов общественного производства, а современная экономика становится информационной экономикой. Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный расширяющимся использованием в общественном производстве знаний и ускоренным обновлением информационной технологии, еще в конце 70-х годов XX в. получил название «информационная революция». При выделении в общественном производстве информационной индустрии исходят, как правило, из числа занятых в нем людей, прямо или косвенно принимающих участие в производстве и распространении информации.

 

Информационный продукт, его особенности

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.

 

к информационным продуктам относятся продукты, непосредственно удовлетворяющие информационные потребности пользователя без дополнительных усилий с его стороны, основанные на информационных ресурсах, а также услуги, связанные с осуществлением доступа к информации, содержащейся в информационных продуктах и других информационных ресурсах;

 

к информационным продуктам и услугам относят все, что связано с удовлетворением тех или иных информационных потребностей, информационным производством, информационным обслуживанием, вычислительную технику общего назначения, информационное оборудование, оборудование записи, чтения, преобразования информации на различных носителях, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение, а также техническое обслуживание и ремонт этих устройств, проектные, опытно-конструкторские и консалтинговые услуги, услуги образования, управленческие услуги, художественные и эстетические продукты и услуги.

 

 

Особенности информационного продукта:

 

 1. информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована. Это свойство информации - неуничтожимость - можно проиллюстрировать известной притчей Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»;

 

 2.  информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным. В различных областях науки и техники темпы обесценения знания неодинаковы, процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет;

 

 3. разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации. Кстати, благодаря этому свойству, так же как и свойству старения, потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. «Создание и использование информационного продукта, - пишет Ю. Шрейдер, - это всегда попытка проложить мост через пропасть, разделяющую знание и информацию»;

 

 4. производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. Это свойство информационного продукта - трудность производства и относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности;

 

 

несамостоятельность – проявляет свою «движущую силу» только в соединении с другими ресурсами.

 

Свойства информационного продукта.

Рынок информационных продуктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: