- в местах дислокации производственных предприятий, учебных заведений и разного рода учреждений;
- в жилых зонах с ограниченной плотностью населения, где наличие стационарной торговой сети экономически не оправданно;
- в весенне - летний периоды года в курортных местностях и в местах массового отдыха населения;
- при проводке ряда ярмарок, школьных базаров, при реализации газет, журналов через сеть киосков «Союзпечать».
Передвижная торговая сеть заполняет отсутствие стационарной торговой сети в местах с ограниченной численностью населения, в основном в сельской местности и представленная автолавками, которые обеспечивают торговое обслуживание данного контингента покупателей товарами повседневного спроса.
Этот вид торговой сети используется и в городской зоне промышленными, сельскохозяйственными и оптовыми предприятиями, путем выездной торговли на рынки.
Основной состав розничной торговой сети - магазины классифицируются по следующим основным признакам (табл.3.5).
|
|
Классификация магазинов
№ | Признаки классификации | Классификационная группа | Основные составляющие, которые характеризуют классификационную группу |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Ассортиментный профиль | Специализированные Узкоспециализированне комбинированные | Магазины по реализации одной группы товаров – «Одежда», «Обувь», «Мясо»,»Хлеб», «Молоко» и др. Магазины по реализации отдельных подгрупп товаров – «Соки – воды», «Торты», «Детская обувь», «Головные уборы», «Мебель для кухни» и др.. Магазины по реализации нескольких групп товаров объедененных совместностью спроса – «Мясо – рыба – молоко», «Вино – фрукты», «Спорт и туризм», «Подарки». |
Универсальные Комплексного спроса Неспециализированные Смешанные | Реализуются в основном все группы продовольственных товаров или непродовольственных – гастроном, универсам, супермаркет, универмаг, торговый дом. Магазины формируя ассортимент товаров большого количества групп и подгрупп по потребительскому предназначению, которые обеспечивают высокую комплексность покупок определенным контингентом покупателей. Такая специализация характерна для торговли непродовольственными товарами – «Товары для детей», «Товары для женщин», «Товары для лома» и др. специализация может быть использована в крупных городах, например, «Диетические продукты», «Детское питание» и др.. Эти магазины реализуют неполный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, имеют ограниченную торговую. Площадь и размещаются в периферийных зонах города. Например, магазин «Продукты», «Промтовары» и др. Магазины по реализации продовольственных и непродовольственных товаров простого ассортимента высокой частоты спроса. Такие магазины характерны для сельской местности и периферийных районов города. | ||
2. | Место расположения на территории города | Местного (локального) значения Общегородского значения Районного значения | Магазины по реализации товаров повседневного спроса и отдельный ассортимент непродовольственных товаров периодического спроса. Эти магазин размещаются в жилищной зоне. Эти магазины реализуют товары повседневного, периодического и редкостного спроса и размещаются в местах концентрации потенциальных покупательских потоков: в центрально – городской зоне, на главных улицах, на пересечении основных транспортных магистралях города, в районах жедевокзалов и автовокзалов, на рынках и т.д. В административных районах крупных городов и районых центрах сельской местности, где расположены производственные, административные, учебные и другие объекты. |
3. | Размер торговой площади магазина | Мелкие Средние Крупные Гиперкрупные | 50-200м2 200-800м2 800-5000м2 5000м2 и более |
Индивидуальная Самообслуживание По образцам По заказу покупателей по каталогам Индивидуальная с открытым доступом | Магазины с индивидуальным обслуживанием осуществляют продажу товаров через прилавок. Магазины, которые реализуют товары по методу самообслуживания, имеют свободный доступ к осмотру и выбору товаров и их оплату в централизованных узлах расчета. Такая форма имеет высокую эффективность при реализации товаров повседневного спроса, ассортимент которых носит относительно стабильный характер. Такая форма продажи предусматривает предварительное ознакомление покупателей с образцами товаров выставленных в торговом зале, расчет за них с дальнейшей доставкой домой. В практике розничной торговли широко используется по бытовой технике, мебель в ассортименте и, по ковровым изделиям, строительным материалам и т.п. Продажа на основе предварительного заказа покупателем товара, из числа тех, что есть в магазине или отбору по каталогам с последующей их доставкой в указанное покупателем место. Этот метод розничной продажи предусматривает соединение элементов индивидуального обслуживания с самообслуживанием. Он предусматривает свободный доступ покупателей к товарам, выставленных на прилавках, витринах и расчет за выбранные товары с продавцом. | ||
5. | Вид здания и особенности его объемно – планового решения | Отдельно стоящие Встроенные встроено – пристроенные В составе торговых центров или торговых комплексов ых | Отдельные строения, специально предназначены для торговых объектов. Магазины размещаются в основном на первых этажах жилых домов. Увеличение площадей торговых залов встроенных магазинов путем пристройки к фасадной части строения специальных блоков. Объединения в одном архитектурном ансамбле нескольких предприятий розничной торговли, массового потребления, бытового обслуживания, увеселительных мероприятий и др. виды услуг. |
6. | Поверхностность строения | Одноэтажные без подвала Одноэтажные с підвалом Многоэтажные | В основном предусмотрены для крупных отдельно стоящих магазинов. Широко представлены встроенными магазинами в жилые строения. Характерны для крупных магазинов центрально – городского значения. |
7. | Организационно – правовая форма и уровень хозяйственной самостоятельности | Акционерное общество открытого, закрытого типа Хозяйственные общества с разными видами ответственности Торговые единицы | Крупные магазины типа универмаг, универсам, супермаркет, торговый комплекс.Средне специализированные магазины по продаже непродовольственных магазинов. Магазины – торговые единицы не наделенные правом юридической особы и входят в состав акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. |
8. | Ценовой уровень товаров, которые реализуются | Магазины среднего уровня цен Элитные магазины с с высоким уровнем цен | Магазины с широким ассортиментом товаров, расчитанные на обслуживание различного контингента покупателей. Специализированные магазины по реализации товаров престижных торговых марок, подбором особенного (элитного) ассортимента товаров для контингента покупателей с высоким уровнем доходов |
1.3 Устройство и основы проектирования магазинов(устройство и основы проектирования магазинов, показатели для анализа работы магазинов)
|
|
|
|
Что бы изучить общие требования к устройству, планировке и оборудованию магазина, необходимо узнать основные признаки, по которым классифицируют сооружения и торговые здания. Существуют несколько основных признаков:
· капитальность сооружения
· особенности объемно-планировочного решения
· материалу стен и конструктивных элементов
· этажность
· место расположения
По капитальности торговое здание и сооружение подразделяют на два вида - капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения - это те здания, которые служат для размещения магазинов. При их сооружении объем строительных работ достаточно большой, расходуется значительное количество строительных материалов, денежных средств, требуются более длительные сроки строительства. Облегченные здания и сооружения - для устройства мелкорозничных торговых предприятий: ларьков, палаток, киосков, павильонов. Они требуют меньше материальных и денежных затрат, сроки их строительства небольшие. Кроме того, они легко собираются и разбираются и быстро могут перемещаться в нужное место. Однако они менее удобны для организации технологического процесса. Условия труда в них хуже, чем в магазинах, более узкий ассортимент товаров, меньше удобств для покупателей.
Требования, предъявляемые к устройству и организации магазинов
|
|
Каждое сооружение и торговое здание должно отвечать ряду требований
· торгово-технологическим
· архитектурно-строительным
· санитарно-гигиеническим
Торгово-технологический процесс в магазине - комплекс взаимосвязанных последовательно выполняемых операций, целью которых является доведение товаров надлежащего качества в торговый зал для реализации их покупателям в широком ассортименте с оптимальными затрат а там труда, времени и при высоком уровне торгового обслуживания
Основной операцией торгово-технологического процесса в магазинах является продажа товаров, остальные операции создают необходимые условия для успешно го осуществления продажи товаров и имеют подчиненный характера.
Особую роль в формировании структуры торгово-технологического процесса магазина играют применяемые в нем методы продажи товаров. Существует три основных группы технологических операций:
1. операции непосредственного обслуживания покупателей, которые обеспечивают процесс продажи товаров и обслуживания покупателей, - преподавание товаров в торговом зале, самостоятельный отбор товаров покупателями по оборудованию торгового зала или отпуск товаров, размещенных на рабочем месте продавца, предоставление покупателям дополнительных услуг и т.п. Это - наиболее ответственная часть
2. подготовительная работа по обслуживанию покупателей, они связанны с процессом подготовки товаров к продаже, обработка товаров, их фасовки, перемещения в торговый зал.
3. операций, связанные с процессом хранения товарных запасов, охватывает приемки товаров, их перемещение к местам хранения, хранение запасов в установленных объемах и ассортимента.
Планировка торгового помещения должна обеспечивать функциональные удобства, а так же соответствовать эстетическим требованиям.
Так же при организации торгово-технологических процессов в магазинах необходимо соблюдать принципы: создания максимума удобств для покупателей при выборе товаров; экономия их времени и высокая культура обслуживания; принцип рационального использования торговой площади магазина и оборудования; создание благоприятных условий труда для работников, достижение экономичной эффективности работы магазина, путем увеличение скорости оборачиваемости товаров, экономию труда и расходов на развитие магазина; создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и товарно-материальных ценностей; обеспечение комплексного подхода к выработке лучших вариантов продажи товаров.
Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь
Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на:
торговые помещения
неторговые помещения
К торговым относятся:
· торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (рестораны, кофейни, химчистки, оформление кредита, и т.д.);
К неторговым относятся:
· помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные и др.);
· подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);
· административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала и т.д.);
· технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);
· площадь связи (проходы, проезды).
Что бы объединить помещения избранных размеров и форм в единую композицию, то есть воспользоваться, объемно-планировочным решением здания, необходимо соблюдать определенные требования. Следует технологически связать торговые залы с помещениями для хранения и подготовки товаров, обеспечить короткий путь для грузопотоков. Так же необходимо правильно спроектировать проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения. Проходы не должны пересекать торговые залы и помещения, где хранится и подготавливается товар на продажу. А помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными. Не стоит забывать, что расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.