ХVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. В век нарождающегося капиталистического производства наука и разум рассматриваются как полезные инструменты созидания и преобразования мира.
Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) В своей работе "Новый Органон" (1620) Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Его афоризм "Знание - сила" в течение трёх веков является символом науки.
По Бэкону, конечная цель науки - удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, умножение власти человека над природой.
Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми "ИДОЛАМИ" - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями.
Бэкон различал 4 вида идолов, с которыми человеку следует бороться::
1) идолы рода - (ложные представления о мире, которые присущи
всему человеческому роду и являются результатами ограниченности человеческого ума и органов чувств наделение природных явлении человеческими характеристиками),
2) идолы пещеры - ( искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира,
У каждого человека есть своя "пещера", свой внутренний мир, который накладывает отпечаток на все его суждения),
3) идолы рынка - (ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, что ведет к пустым бесполезным спорам из-за слов. В средневековых городах такие словопрения происходили на рынках и площадях)
4) идолы театра - (ложные представления о мире, некритически заимствованные из различных Философских систем. Каждая Философская система, по Бэкону, - это сыгранная перед людьми драма или комедия)
Ф.Бэкон был родоначальником такого философского направления как ЭМПИРИЗМ, метод которого основывался на признании ведущей роли ОПЫТА в познании. Познание, по Бэкону, является ничем иным, как изображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, с восприятий внешнего мира, но последние нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. По Бэкону, знание не возникает у человека само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента. Т.е эксперимент как бы индуцирует знание, "наводит" на него (от лат. "индукцио"- выведение, наведение). Бэкон создает философский метод ИНДУКЦИИ - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу.
Великий французский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт ( 596-1650) - основоположник такого философского направления, как РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. разумный).
Рационалистический метод Декарта был основан на том, что научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не столько вследствие опытов, сколько вследствие деятельности УМА, который направляет и сами опыты.
Два основных положения рационалистического метода Декарта:
1. интеллектуальная интуиция
2. дедукция (умозаключение от общих положений к частным).
3 осн-х правила дедуктивного метода:
1) во всяком вопроса должно содержаться неизвестное,
2) неизвестное должно иметь характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестно го,
3) в вопросе должно содержаться нечто известное.
Т.е. ДЕДУКЦИЯ - это определение неизвестного через ранее познанное и известное.
Интеллектуальная интуиция у Декарта НАЧИНАЕТСЯ С СОМНЕНИЯ. Центром и одновременно исходной точкой философии Декарта является РАЗМЫШЛЯЮЩИЙ СУБЪЕКТ: "Я мыслю, следовательно, существую".






