Финансы властных структур

Задание для самостоятельной подготовки по дисциплине Финансы

Необходимо составить конспект по следующему плану

1. Финансовая система; ее сферы и звенья

2. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов в сфере государственных финансов

3. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов в сфере хозяйствующих субъектов.

4. Содержание финансовой политики государства, ее цель

5. Основные этапы разработки финансовой политики государства

6. Основные направления налоговой политики

7. Основные направления бюджетной политики

 

Финансовая система и ее структура

 

Звенья финансовой системы

 

Финансовая система в узком определении - совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных доходов.

С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений.

Основные звенья финансовой системы РФ представлены в виде схемы на рис. 3.1.

Основные звенья финансовой системы России

 

                  ┌───────────────────────────┐

                  │ Финансовая система РФ │

                  └──────┬─────────────┬──────┘

             ┌───────────┘            └────────┐

            \│/                           \│/

┌─────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Финансы властных структур │ │ Финансы самодеятельных субъектов │

│ (государственные и │  │   экономической сферы  │

│   муниципальные)  │ │                             │

└──────┬───────────────┬──────┘ └───────────┬─────┬─────┬──────────┘

┌──────┴─────┐┌────────┴──────┐           │ │ │

│ Бюджетный ││ Внебюджетный │  ┌────────┘ │ └────────┐

│ фонд ││ фонд │  │         │         │

└──────┬─────┘└────────┬──────┘  │         │         │

\│/        \│/       \│/       \│/         \│/

┌────────────┐┌───────────────┐┌────────────┐┌──────────────┐┌────────────┐

│Федеральный ││Пенсионный ││Финансы ││Финансы  ││Финансы │

│бюджет ││фонд РФ   ││коммерческих││некоммерческих││домашних │

│       ││               ││организаций ││организаций ││хозяйств │

│Бюджеты ││Фонд      │└────────────┘└──────────────┘└────────────┘

│субъектов РФ││социального │

│       ││страхования РФ │

│Местные ││          │

│бюджеты ││Федеральный и │

│       ││территориальные│

│       ││фонды     │

│       ││обязательного │

│       ││медицинского │

│       ││страхования │

└────────────┘└───────────────┘ Рис. 3.1

 

В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).

На финансовую систему оказывает серьезное влияние тип госу­дарства: унитарное – единое и федеративное – союзное.

Унитарному государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами.

Для федеративного государства характерна трехуровневая финан­совая система, у которой появляются финансовые отношения чле­нов федерации.

Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов само­управления. Эта часть финансовой системы находится в распоряже­нии государства и выступает как централизованные финансы. Одно­временно функционируют децентрализованные финансы.

Финансы властных структур - это государственные и муниципальные финансы. Они показывают формирование доходов и расходов органов государственной власти - федеральной и субъектов - и местного самоуправления для решения задач соответствующего уровня. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление отделено от государственного.

Исходя из структуры федерального устройства России, государственные финансы, будучи двухуровневыми, включают финансы федеральных органов власти и финансы органов власти субъектов Российской Федерации (региональные финансы). Местные финансы составляют низовое звено и выделены в самостоятельный структурный уровень. В целом же финансовую систему РФ с учетом федеральных, региональных и местных (муниципальных) финансов можно рассматривать как трехуровневую.

Государственные финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня подчиненности (рис. 3.2).

Финансы властных структур

 

           ┌─────────────────────────────────────────┐

           │ Государственные и муниципальные финансы │

           └──────┬─────────────┬─────────────┬──────┘

       ┌──────────┘        │        └──────────┐

      \│/                 \│/                 \│/

┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌───────────────────────┐

│ Финансы федеральных │ │Финансы органов власти│ │ Финансы органов │

│   органов  │ │ субъектов РФ │ │местного самоуправления│

└───────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘ └───────────┬───────────┘

      \│/                 \│/                 \│/

┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌───────────────────────┐

│Федеральный бюджет │ │Бюджеты субъектов РФ │ │Муниципальные (местные)│

│                 │ │                 │ │бюджеты           │

│Внебюджетные фонды │ │Внебюджетные фонды │ │                  │

│                 │ │                 │ │Внебюджетные фонды │

│Государственный кредит│ │Кредит субъекта РФ │ │                  │

│                 │ │                 │ │Муниципальный кредит │

│Финансы казенных и │ │Финансы          │ │                  │

│государственных  │ │государственных  │ │Финансы муниципальных │

│унитарных предприятий │ │унитарных предприятий │ │унитарных предприятий │

│                 │ │субъекта РФ      │ │                  │

└──────────────────────┘ └──────────────────────┘ └───────────────────────┘

Рис. 3.2

 

Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и в тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней.

Федеральный бюджет (или бюджет РФ) - важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Федеральный бюджет как финансовый план государства взаимосвязан с финансами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Финансовый план предприятия как баланс доходов и расходов включает раздел "Взаимоотношения с бюджетом". В этом разделе отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы бюджетных организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством. В случае если у бюджетной организации появляется возможность проведения коммерческой деятельности, появляются и доходы. Они образуют дополнительный источник средств для развития данной организации.

Источники доходных поступлений в федеральный бюджет - это налоги, таможенные платежи, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности и т.д., а также внутренние и внешние займы.

Доходную базу бюджета в основном формируют налоги. Налоговые поступления по источникам образования подразделяются на налоги с юридических лиц и на налоги с физических лиц (с населения). Неналоговые доходы по источникам образования подразделяются на доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности и поступления от внутренних и внешних займов.

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для решения государственных задач, определенных в рамках Конституции страны представительными органами власти.

Бюджет субъекта РФ - это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

Основную часть доходов составляют поступления от федеральных налогов (более 70% всех налогов), от налогов субъекта РФ и местные налоги. В общем объеме расходов преобладают расходы по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, на образование, здравоохранение.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению.

Важнейший из них - Пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.

Вторым по объему аккумулируемых средств является Фонд социального страхования РФ. Он предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей; социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.).

Фонд обязательного медицинского страхования - база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. С 1 января 1993 г. введен в действие Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Обязательное медицинское страхование гарантирует гражданам медицинскую помощь. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской помощи.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ обязательного медицинского страхования за счет доходов предприятий и личных средств граждан. Оно обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Источниками финансирования фонда обязательного медицинского страхования наряду с бюджетными служат обязательные страховые взносы работодателей.

Государственный кредит - это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.

С 1995 г. проводится политика отказа от прямого кредитования Банком России дефицита бюджета и перехода на использование займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностей) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может предоставляться нерезидентам.

Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы представляют вторую часть финансовой системы РФ и включают финансы коммерческих организаций, т.е. хозяйствующих субъектов, финансы некоммерческих организаций и финансы населения (или домашних хозяйств).

Деление предприятий на коммерческие и некоммерческие определено в законодательном порядке Гражданским кодексом РФ.

Коммерческие организации - это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Коммерческие организации именуются также предприятиями.

Коммерческие предприятия функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, а также как частные и индивидуальные (семейные) предприятия.

Финансы коммерческих предприятий (или коммерческих организаций) служат основой всей системы финансовых отношений.

Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях рыночного хозяйства сконцентрирована у предприятий, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит стабильность финансовой системы страны в целом. Финансовые ресурсы предприятия, работающего на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров.

Финансовые средства предприятий используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех формах.

Финансы некоммерческих организаций - это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение (и, соответственно, распределение) прибыли. Отсутствие такой цели, однако, не означает, что данная категория организаций на практике никогда прибыль не получает. Они могут получать прибыль от реализации своей продукции и услуг, но это - не их цель.

К числу этих организаций относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, функционирующие за счет сбора взносов, и др.

Некоммерческие организации именуются просто организациями. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов.

Финансы домашних хозяйств (финансы населения) - совокупные доходы и расходы населения.

К основным финансовым поступлениям индивидов относятся: 1) доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом, финансовых операций; 2) оплата труда наемных работников, премии, надбавки к заработной плате, социальные и другие выплаты, осуществляемые работодателем; 3) государственные выплаты: заработная плата в бюджетных учреждениях, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи.

Роль перечисленных доходных источников с развитием рыночных отношений существенно меняется. Растет доля доходов от предпринимательской деятельности, уменьшается доля социальных выплат.

Как свидетельствует российская практика, меняется не только структура, но и существенно меняется общий объем и уровень доходов населения (при сохранении значительной их дифференциации). В специфических российских условиях финансы населения выступают одним из главных факторов организации экономического подъема. Это проявляется в следующем: 1) население формирует большую часть конечного спроса в хозяйстве, без роста доходов населения не будет подъема производства; 2) за счет доходов населения образуется большая часть сбережений в обществе. В условиях рынка именно денежные сбережения становятся источником инвестиций. Рост инвестиций - главная предпосылка экономического подъема.

Финансовая система - это не только совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, но также и система финансовых учреждений. Совокупность финансовых ведомств представляет собой аппарат управления финансовой системой. Структура его в Российской Федерации укрупненно следующая.

На общегосударственном уровне финансовые учреждения - это комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, Министерство финансов РФ,.

Центральным звеном финансовой системы является Министерство финансов РФ. Его история начинается с 1802 г., когда в Манифесте Императора Александра I "Об утверждении министерств" среди образованных министерств было и Министерство финансов. В настоящее время оно проводит единую государственную финансовую политику, осуществляет общее руководство организацией финансов, а также координирует деятельность других органов исполнительной власти в финансовой сфере. В составе Министерства финансов РФ действуют Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство.

На уровне субъекта РФ аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне вышеназванных федеральных органов исполнительной власти. Принципиально такая же схема аппарата управления финансами на местном (муниципальном) уровне. Имеется и специальная система органов финансового контроля.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами обычно представлен финансовой службой в форме финансового отдела, дирекции по финансам или департаментом финансов.

 

 

Финансовая политика

 

Все рассмотренные органы осуществляют планирование, оперативное управление финансами и финансовый контроль, реализуя тем самым финансовую политику.

Финансовая политика - это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта.

Проводником финансовой политики может быть лишь реальный владелец или распорядитель денежных средств, размер которых во многом определяет масштабы этой политики.

Таким образом, об уровнях финансовой политики справедливо говорить в связи с основными звеньями финансовой системы, т.е. финансовая политика проводится и на государственном уровне, и предприятиями, и населением.

Финансовая политика государства имеет большую специфику. Она не ставит своей целью получение прибыли, как обычный экономический субъект, его решения диктуются общественными интересами. То же с определенной поправкой можно сказать о центральном банке, он проводит денежную политику, имея в виду необходимость улучшения общего экономического и финансового состояния всего народного хозяйства, это его главная задача, хотя определенную прибыль он и получает.

Безусловно, ведущее значение имеет финансовая политика государства. В условиях рынка - это главный рычаг экономического воздействия государства.

Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления использования финансовых ресурсов, предусматривающие решение главных задач развития экономики на данном этапе.

Переход отечественной экономики на рыночные условия, к сожалению, сопровождался глубоким экономическим кризисом, спадом производства, расстройством финансовой системы. На протяжении почти всего перестроечного периода наблюдался бюджетный дефицит, неплатежи предприятий, рост внутренней и внешней задолженностей страны.

В последующие годы наметились положительные тенденции в экономическом состоянии России, началось увеличение производства, удалось приостановить нарастание внешней задолженности, появилась возможность разработать программу долгосрочного развития страны.

В ближайшей перспективе наиболее актуальными экономическими задачами являются:

- обеспечение дальнейшего роста производства и объема доходов в хозяйстве;

- рост реальных доходов населения и уменьшение разрывов в душевых доходах различных слоев населения;

- сохранение положительного сальдо внешней торговли и улучшение платежного баланса;

- дальнейшее развитие системы образования, науки и научных исследований на перспективных направлениях;

- существенное улучшение социального обслуживания населения.

В соответствии с этим основными направлениями финансовой политики на макроуровне должны стать:

- создание условий для активизации инвестирования свободных финансовых ресурсов в материальное производство;

- регулирование уровня инфляции и ставок процента таким образом, чтобы содействовать росту рентабельности реального сектора;

- проведение налоговой реформы, призванной стимулировать всех экономических субъектов к расширению производства, увеличению доходов, к переходу от теневой к легальной хозяйственной деятельности;

- существенная реструктуризация финансовых потоков в хозяйстве, сокращение дотационных платежей из бюджета, реформа пенсионного дела, жилищно-коммунального хозяйства и др.;

- обеспечение устойчивого равновесия доходов и расходов бюджета, по возможности недопущение его дефицита;

- регулярные платежи по внешнему долгу, существенное сокращение общего объема государственной задолженности.

Имеет смысл заметить, что в трактовке финансовой политики наблюдается определенное расхождение между зарубежной и современной российской наукой.

В традициях зарубежной науки, деловой практики и управления хозяйством обычно не разделяется экономическая и финансовая политика. В условиях зарубежной рыночной экономики главными задачами финансовой политики на макроуровне, т.е. для высших государственных органов управления и центральных банков, считаются: обеспечение (по возможности) полной занятости трудоспособного населения, недопущение инфляции, т.е. стабильность цен, экономический рост. И такой набор задач (целей) для финансовой макрополитики, разумеется, не может вызывать никаких возражений. Но в России под влиянием длительного периода социалистического хозяйствования сложилось разделение между экономической и финансовой политикой. Это было связано с тем, что экономические цели определялись в натуральных измерителях (млн тонн, штук, метров и т.д.), а затем уже к ним приспосабливались финансовые показатели, при этом приоритет отдавался "натуральному" планированию.

Но поскольку инерция мышления очень сильна, то можно сохранить применительно к российским условиям как самостоятельный термин экономическую политику, считая, что она формулирует самые общие перспективные цели развития народного хозяйства (например, повышение доли атомной энергетики, переход к накопительной системе пенсионного обеспечения и т.п.), имея в виду, что эти же самые цели будут на конкретном уровне требовать и определенных финансовых решений и, стало быть, будут включаться и в финансовую политику. Разумеется, имеется значительная область хозяйственной жизни, где используются чисто финансовые показатели, а сама финансовая политика выступает уже как единственное средство решения возникающих проблем. К ним можно отнести налоги, дефицит бюджета, государственный долг, валютный курс и др. Тем не менее главная задача состоит не в том, чтобы "с точностью до микрона" отделить экономическую политику от финансовой, а в понимании сути возникающих проблем и в определении средств и методов их разрешения. А как назвать эти методы - "экономическими" или "финансовыми" - вопрос второстепенный. Поэтому вполне приемлем вариант задач финансовой макрополитики, сформулированной зарубежной наукой, а если кто-то желает его уточнить и скорректировать, то это вполне возможно, надо только оставаться в пределах здравого смысла.

Если учесть нынешнюю ситуацию в России, то есть, конечно, основания для специфической трактовки финансовой политики в России и ее основных показателей. В частности, желательно добиться повышения роли кредитной системы и, прежде всего, коммерческих банков, а также фондового рынка в мобилизации свободных денежных средств и в направлении их наиболее удачно работающим предприятиям, осваивающим новые виды продукции, успешно конкурирующие с импортными товарами, ведущим активную экспортную деятельность.

Необходимо укрепление бюджетной системы, к главным направлениям реализации которого относятся: развитие самостоятельности и равноправия бюджетов всех уровней, укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствование системы межбюджетных отношений.

Государственная финансовая политика выступает важнейшим фактором регулирования финансовой политики предприятий и населения. В условиях административной экономики, для которой характерны директивность, сильная ограниченность хозяйственной самостоятельности предприятий, крайне сжаты были любые их инициативы в работе. Переход к рыночным условиям обеспечил расширение финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, укрепив тем самым материальную базу для проведения ими собственной финансовой политики. В сфере финансовой политики предприятий должно быть обеспечено лучшее, чем сейчас, сочетание интересов предприятий (частных и коллективных) и государства, резко снижен уровень конфликтности интересов. Это - общее дело и государства, и предприятий. От достижения такого сочетания во многом зависит успех реализации финансовой политики всех уровней.

Российская практика показала, что прямолинейное расширение финансовых прав экономических субъектов не всегда обеспечивает большую эффективность производства и разумное согласование интересов всех участников производства и распределения. Здесь очень полезен зарубежный опыт.

Мировой практикой развития рыночных отношений накоплен богатый опыт сочетания финансовой политики разных уровней, главными результатами которого являются: стабильная система законодательства и разумная налоговая система, не побуждающая предприятия к сокрытию доходов, обеспечивающая реальные льготы предприятиям тех сфер хозяйства, развитие которых представляет наибольшую необходимость на данном этапе развития экономики, стимулирование общего роста производства и доходов в стране.

С учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть с некоторой условностью разделена на два основных направления: первое - денежно-кредитная политика; второе - налогово-бюджетная политика. В условиях России ответственными за проведение денежно-кредитной политики является Банк России и Правительство РФ. В этот раздел финансовой политики входит регулирование объема денежной массы, установление уровня процента и воздействие на всю систему процентных ставок, определение уровня инфляции, т.е. ограничение по возможности роста цен, а также валютный курс и формирование валютных резервов. В сферу налогово-бюджетной политики входит формирование налоговой системы (ставок налогов и условий их взимания), сбор налогов и, конечно же, распределение сформированного фонда государственных финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными принципами, возникновение дефицита или профицита бюджета. Ответственными за проведение данного направления финансовой политики в России являются Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.

Оба направления финансовой политики тесно взаимодействуют и должны быть согласованы между собой. Вопрос инфляции, к примеру, зависит и от денежной, и от бюджетной политики. То же самое относится к проблемам государственного долга, платежного баланса, уровню безработицы, объему инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономическая задача требует для своего решения использования всех средств финансовой политики, выработанных в обществе в ходе его развития.

Следует отметить, что в условиях современной России государственная финансовая политика одной из своих главных целей имеет создание цивилизованного рынка. Реформы, к сожалению, не привели к образованию нормального (по мировым стандартам) рынка, и сложившаяся экономическая система нуждается в значительном усовершенствовании.

Главная цель очевидна и всем понятна - подъем производства, известен и главный ответственный за достижение этой цели - государство. Но государство после всех прошедших преобразований может воздействовать на экономический рост в основном через свою финансовую политику, именно она и оказывается главным средством обеспечения роста экономики. Поэтому государственная финансовая система, как решающее звено всех финансовых отношений общества, должна стимулировать развитие хозяйства и рост уровня жизни населения. Общеэкономические задачи в современных условиях (в отличие от социализма) выступают прежде всего как финансовые проблемы.

Коренное отличие рыночной системы экономики от централизованного планирования состоит не в том, что в первой все продается и покупается, а во второй сфера купли-продажи резко ограничена. Различие в том, что рыночная экономика делает каждого самодеятельного гражданина ответственным за уровень своих доходов, заставляет его самого искать возможности повышения своего благосостояния и своих близких. Он сам принимает решения и сам за них отвечает. Регулируя условия получения доходов самостоятельными экономическими субъектами (а это и есть финансовое регулирование), государство в рыночной системе оказывает мощное воздействие на развитие производства. В руках государства имеется два направления воздействия на развитие хозяйства финансовыми методами: установление норм обязательных платежей с владельцев дохода и имущества и выделение финансовых ресурсов как непосредственно для реального сектора (инвестиции, дотации и т.п.), так и на общесоциальные цели, достижение которых существенно влияет на объем и качество производимой продукции. Имеется в виду финансирование науки, создание новых технологий, улучшение образования. Последнее особенно важно, так как в настоящее время решающим фактором увеличения производства и прогресса во всех отраслях жизни общества становится формирование и использование человеческого капитала, персональных финансов.

Таким образом, именно финансовая политика государства является в нынешних условиях ключевым фактором социально-экономического развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: