Оформление пенсии по возрасту

Тема «Документирование назначения различных видов пенсий»

Пенсия по потере кормильца

Кормилец – это человек – физическое лицо (мужчина или женщина), которое обеспечивает содержание – средства к существованию – другим физическим лицам или обязан обеспечивать такое содержание.

Пенсия в связи с потерей кормильца – это пенсия, которая назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его содержании.

Требования к кормильцу

Право на пенсию возникает, если умерший кормилец:
1) был пенсионером (по возрасту, инвалидности, выслуге лет) или
2) имел на день смерти страховой стаж, которого было бы достаточного для назначения пенсии по III группе инвалидности или
3) умер во время прохождения срочной воинской службы – независимо от наличия страхового стажа.




Кто имеет право на пенсию по потере кормильца

Право на такую пенсию имеют все нетрудоспособные члены семью умершего кормильца, которые были на его содержании.

Детям умершего кормильца пенсия назначается независимо от того были ли они на содержании у кормильца.

Родители и жена (муж) умершего кормильца, которые не были на его содержании, но утратили впоследствии источник средств к существованию, также имеют право на пенсию.

Нетрудоспособные члены семьи кормильца

Нетрудоспособными членами семьи кормильца являются:
1) муж (жена), отец, мать, если они являются инвалидами или достигли пенсионного возраста по возрасту;
2) дети – в том числе, родившиеся до истечения 10 месяцев со дня его смерти, которые:
— не достигли 18 лет;
— старше 18 лет, если они стали инвалидами до достижения 18 лет;
— учатся в общеобразовательной школе, а также на дневной форме техникумов, колледжей, ПТУ и вузов до их окончания, но не более, чем до достижения 23 лет;
— дети-сироты — до достижения 23 лет независимо от того, учатся они или нет;
3) муж (жена), а в случае их отсутствия — один из родителей или брат или сестра, дедушка или бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) не работают и заняты уходом за ребенком (детьми) умершего кормильца до достижения им (ими) 8 лет.








Члены семьи на содержании кормильца

Члены семьи умершего кормильца были на его содержании, если они:
1) были на полном содержании умершего кормильца;
2) были на частичном содержании — получали от кормильца помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Члены семьи, которые были на частичном содержании, но которые и сами получали пенсию, имеют право, по желанию, перейти на пенсию в связи с потерей кормильца.

Усыновленные дети имеют право на эту пенсию наравне с родными детьми.

Пасынок и падчерица имеют право на такую пенсию наравне с родными детьми, если они не получали алименты от родителей.

Несовершеннолетние дети, имеющие право на пенсию, сохраняют это право и в случае их усыновления.



Порядок назначения пенсии по потере кормильца

Пенсия назначается со дня, наступающего за днем смерти кормильца, если обращение о назначении такого вида пенсии поступило в течение 12 месяцев со дня смерти кормильца, при обращении после 12 месяцев со дня смерти кормильца – с момента обращения.

Документы для назначения пенсии по потере кормильца

Для назначения пенсии в связи с потерей кормильца в местное управление Пенсионного фонда подается заявление и следующие (не все, а при необходимости) документы:
— документы о стаже умершего кормильца, если он не был пенсионером;
— справки о заработной плате умершего кормильца, если он не был пенсионером;
— идентификационный код умершего кормильца,

Также предоставляются:
— свидетельство о рождении или паспорт лица, которому назначается пенсия;
— справка о составе семьи умершего кормильца и копии документов, подтверждающие родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем;
— свидетельство ЗАГСа о смерти кормильца или решение суда о признании его безвестно отсутствующим;
— документы о возрасте умершего кормильца семьи (при необходимости);
— справки учебных заведений о том, что дети умершего кормильца возрастом до 23 лет обучаются на дневной форме обучения;
— справка о том, что один из членов семьи умершего кормильца не работает и занят уходом за его ребенком (детьми) достижения им (ими) 8 лет;
— документы о месте проживания (регистрации);
— документ о полном или частичном пребывании членов семьи (кроме детей) на содержании умершего кормильца.

За документ, который подтверждает факт пребывания на содержании нетрудоспособных членов семьи, принимаются справки жилищно-эксплуатационных или других организаций по месту проживания (регистрации). В случае невозможности представить такие документы, факт пребывания на содержании умершего кормильца устанавливается в судовом порядке.












Размер пенсии по потере кормильца

Пенсия в связи с потерей кормильца назначается в размере от пенсии по возрасту умершего кормильца:
— на одного нетрудоспособного члена семьи — 50 % пенсии;
— на двух и более нетрудоспособных членов семьи — 100 % пенсии, которая распределяется между ними равными долями.

Детям-сиротам пенсия в связи с потерей кормильца назначается в размерах, определенных выше, исходя из размера пенсии по возрасту каждого из родителей.



Срок назначения пенсии по потере кормильца

Пенсия в связи с потерей кормильца назначается:
— на весь период, в течение которого член семьи умершего кормильца считается нетрудоспособным;
— членам семьи, достигшим пенсионного возраста – пожизненно.

 



Оформление пенсии по возрасту

Согласно законодательству основными видами государственных пенсионных выплат являются:

§ пенсия по возрасту

§ пенсия по инвалидности

§ пенсия по потере кормильца

 

Кроме того, часть пенсий назначается на основании отдельных законодательных актов:

§ пенсии за выслугу лет

§ социальные пенсии

§ льготные пенсии

§ пенсии военных

§ пенсии чернобыльцам

§ и другие виды специальных пенсий

 

При решении вопроса о назначении каждого из вышеприведенных видов пенсии могут возникать свои специфические особенности (нюансы). В большинстве случаев эти нюансы (как и нарушения со стороны органов ПФ) возникают при обращениях за оформлением досрочных (льготных) пенсий. Но есть положения (правила), которые следует знать и соблюдать при обращении за любым видом пенсии. Они касаются соблюдения общей процедуры подачи документов для назначения денежных выплат.

За назначением пенсии лицо вправе обратиться в любое время после возникновения права на пенсию, но не ранее 1 месяца до дня достижения пенсионного возраста.

Причем под пенсионным возрастом надо понимать, как общий, так и льготный пенсионный возраст.

Если человек не работает, то обращаться за оформлением пенсии необходимо непосредственно в орган Пенсионного фонда по месту своего жительства или регистрации. Если человек работает, то он может подать документы на пенсию в территориальный орган Фонда как самостоятельно, так и через уполномоченное должностное лицо предприятия, учреждения, организации, на котором он трудится. Как правило, этим занимается ответственный работник отдела кадров данного предприятия.

При этом, в случае обращения на предприятие сотрудник-пенсионер должен подать только заявление о назначении пенсии, а все другие необходимые документы должностное лицо учреждения оформляет самостоятельно и направляет их в ПФ не позднее 10 дней с момента получения от работника указанного заявления. Также важно знать, что сотрудника не позднее 1 месяца до дня достижения им пенсионного возраста должностное лицо предприятия обязано письменно уведомить о возникновении права на пенсию, в т.ч. льготную.

По общему правилу, пенсия назначается со дня обращения лица за ее оформлением. Исключения составляют те случаи, когда пенсия назначается с более раннего срока:

§ пенсия по возрасту назначается со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста, если обращение состоялось не позднее 3 месяцев со дня достижения возраста

§ пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение производилось не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности

§ пенсия в связи с потерей кормильца назначается со дня, следующего за днем смерти кормильца, если обращение поступило в течение 12 месяцев со дня смерти

В случае подачи документов по почте днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная на почтовом штемпеле. В тех случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, ПФ письменно информирует заявителя о перечне необходимых (дополнительных) документов и сроках их подачи.

В случае обращения лица за назначением пенсии в более поздние сроки, чем указано выше, выплаты за прошедший период ему возмещаются лишь при наличии доказательств несвоевременного уведомления органами ПФ о наступлении права на пенсию. Если Фонд не сообщил (несвоевременно сообщил) о получении права на пенсию, она должна быть назначена лицу со дня возникновения права на эту пенсию независимо от даты фактического обращения.

На практике органы Пенсионного фонда почти никогда не присылают гражданам указанных письменных сообщений. Судебная практика в вопросе восстановления пенсионных сроков также довольно неоднозначна и в большинстве случаев не на стороне пенсионеров. В связи с этим, чтобы не потерять ни одной суммы своей пенсии, надо своевременно обращаться за ее оформлением и не пропускать вышеприведенные сроки обращения.

Для назначения пенсии по возрасту подается соответствующее заявление, к которому прилагаются:

§ паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (место проживания и возраст)

§ идентификационный код (при его отсутствии по религиозным убеждениям — копия страницы паспорта с соответствующей отметкой)

§ документы о трудовом стаже (трудовая книжка, диплом об обучении, военный билет, справки, свидетельства о рождении детей, трудовые договора и т.д.)

§ справка о заработной плате лица за период страхового стажа до 01.07.2000 года, а начиная с 1 июля 2000 — индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учета

§ документы, подтверждающие особый статус лица (удостоверение участника боевых действий, удостоверение участника — ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС, справка МСЭК о признании лица инвалидом и т. д.)

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут подаваться как в оригинале, так и в виде копий, заверенных нотариально или удостоверенных администрацией предприятия, подающего документы пенсионера или органом, который назначает пенсию.

Исключительно в виде оригиналов подаются документы о стаже, возрасте и заработной плате. Если подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, подается ее копия, заверенная администрацией предприятия, учреждения, организации по месту последней работы или органом Пенсионного фонда. При этом, требование сотрудников ПФ оставления у них (даже временно) оригинала трудовой книжки является незаконным.

Порядок рассмотрения заявлений о назначении пенсий предусматривает принятие письменного решения Фонда о назначении пенсии или об отказе в ее предоставлении. Оставление заявлений без рассмотрения не допускается. Срок принятия решения о назначении пенсии составляет 10 дней со дня поступления заявления вместе с необходимыми документами.

Если при обращении за оформлением пенсии к заявлению изначально не были приложены все необходимые документы, принятие решения производится не позднее 10 дней со дня поступления в орган Пенсионного фонда последнего документа, необходимого для назначения выплат. На донесение нужных документов пенсионеру дается 3 месяца. В случае, если за отведенный срок бумаги так и не были предоставлены, решение выносится не позднее 10 дней со дня истечения трехмесячного срока для предоставления документов.

Информирование граждан о принятом ПФ решении о назначении или об отказе в назначении пенсии производится в письменном виде в 10-дневный срок с момента вынесения решения. Постановление выдается пенсионеру лично в руки или направляется по почте.

Начисление и выплата (получение) первой пенсии производится не позднее одного месяца со дня принятия решения о назначении гражданину пенсии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: