Русская социологическая мысль

Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) — создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. «Человечество», по мнению Данилевского, — только отвлеченное понятие, реальными же носителями исторической жизни выступают «естественные» системы — обособленные «культурно-исторические типы». На место однолинейной исторической схемы Данилевский ставит «драму» многих культурно-исторических типов, каждый из которых образует целостный организм и подобно живому организму переживает соответствующий жизненный цикл от зарождения через расцвет к упадку.

Петр Лаврович Лавров (1823—1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъектив­ный метод», «субъективная точка зрения». По его мнению, индивид является единственной реальной движущей силой общества, а потому пренебрегать его интересами — значит проглядеть самые важные социальные явления. Хотя ход истории определен объективными законами, индивид, по-своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои цели и выбирает свои средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) – яркий представитель позитивистской социологии. В своем подходе к социологии как системе научного знания Ковалевский придерживался точки зрения, согласно которой психология — не область биологии, а подразделение социологии. Кон­кретные науки — этнография, статистика, политическая эконо­мия и др. — обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь, эти науки «должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана устанавливать социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ». Метод социологии Ковалевского – сравнительно-исторический, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и т.п. характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Ковалевский установил главную причину изменений для каждой сферы общественной жизни: в экономике – рост населения, в политике – экономические сдвиги, в общественной жизни – политические практики. Таким образом, сравнительно-исторический метод позволил сделать вывод о генетическом родстве явлений, поэтому его социологию называют генетической.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — один из крупнейших социологов XX в. Он считал, что социология является интегральной наукой. Предметом социологии считал социальное поведение, социальное взаимодействие.

Делил социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая делится на 3 раздела:

1)социальная аналитика изучает структуру и основные формы социального явления;

2)социальная механика (физиология) изучает процессы взаимодействия людей;

3)социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Практическая социология – прикладная наука, должна опираться на законы, сформулированные теоретической социологией.

Он сформулировал теоретические основы теории социальной стратификации и социальной мобильности и ввел эти термины в научный оборот. Автор закона о социокультурной динамике.

Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.



Лекция 2

ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Социологическое понятие личности

Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается к отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного инди­вида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид.

 

Факторы, влияющие на формирование личности

1) Биологическая наследственность

2) Физическое окружение - климатические, географические особенности и природныересурсы.

3) Культура.

4) Групповой опыт.

5) Уникальный индивидуальный опыт.

 На формирование личности определенное влияние оказывают биологическая наследственность, физическое окружение (климатические, географические особенности и природные ресурсы.) и культура, но главными, по мнению социологов, все-таки являются групповой и уникальный индивидуальный опыт.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: