Социальные взаимодействия

Социальное взаимодействие (интеракция) — это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной или следствием действий других субъектов.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин разграничивал их следующим образом:

-по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

-по продолжительности — на кратковременные и долговременные;

-по характеру — на односторонние и многосторонние;

-по организованности — на организованные и неорганизованные;

-по сознательности — на сознательные и стихийные;

-по «материи» обмена— на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые;

- по качеству – на непосредственные и опосредованные

Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция — это соперниче­ство, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качествен­ный или дешевый товар). Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Социальные отношения и социальные связи

Социальные отношенияэто устойчивая система повторяющихся взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства парт­неров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется необычайно широ­ким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).

Социальные отношения охватывают очень широкий круг со­циальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.

Социальные связи ¾ это культурные обязательства индивидов или группы индивидов по отношению друг к другу. Понятие введено в социологию Э. Дюркгеймом.

В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы:

- субъекты социальной связи может быть любое количество людей);

- предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

- механизм регуляции социальной связи («правила игры»).

Социальные связи могут выступать в виде социальных контактов, социальных действий, социальных взаимодействий, социальных отношений..


Лекция 3


БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Понятие социальной общности

Социальная общностьэто реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Социальные общности можно разделить на два класса: групповые и массовые.

Массовые общности (агрегаты) – совокупность людей, выделенных на основе поведенческих признаков. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей.

Массовые общности характеризуются следующими призна­ками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморф­ные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопреде­ленным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен си­туативный способ существования, они образуются и функцио­нируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми; 3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т.е. их разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. Типичным образцом массовых общностей являются: аудитория (радио, телевидение), публика (кино, театр), толпа.

 

Понятие социальной группы

Социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности.

Групповые общности или социальные группы делятся на номинальные и реальные.

Номинальные – это искусственно выделенные исследователем группы, предназначенные только для статистического учета населения (пассажиры пригородных автобусов, состоящие на учете в милиции, имеющие временную прописку и т.д.)

Реальные называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки: пол; доход; национальность; возраст; родство и брак; профессия, место жительства. В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют 4 типа и называют их главными:

- стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);

- этнические (расы, нации, народы, народности, племена, кланы);

- функциональные (шахтеры, учителя, директора);

- территориальные (ростовчане, горожане).

Все социальные группы еще можно подразделить:

- по характеру взаимодействия — на первичные и вторичные;

- по количественному составу — на малые и большие;

- по способу организации и регулирования взаимодействия — на формальные и неформальные.

- по принадлежности – на внешние, внутренние, референтные.

Под первичной понимается такая группа, в которой взаи­модействие носит непосредственный, межличностный харак­тер и предполагает взаимную поддержку..

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер.

Малая группаэто небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную дея­тельность.

Большая социальная группаэто многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредо­ванный характер (крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д).

Формальная группаэто обладающая юридическим ста­тусом группа, взаимодействие в которой определяется систе­мой формализованных норм и правил.

Неформальная группа - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаи­модействий.

Внешняя группа – это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим (они).

Внутренняя группа - это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой принадлежим (мы).

Референтная группа – социальная единица, на которую мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий.

 

Маргиналы

При изучении социальных общностей важное значение имеет термин маргинальность, обозначающий пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние субъекта. Т.е. маргиналы – это люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и еще не примкнувшие к новой общности.

Виды маргиналов: этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы (группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения); возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; политическиемаргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономическиемаргиналы ( безработные); религиозные маргиналы – стоящий вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: