Организация диспетчеризации производства

Диспетчеризация - особая форма управления, что предполагает обособление в отдельную централизованную службу функций оперативного управления производством и соответствующую этой форме совокупность методов и технических средств управления.

Для того, чтобы диспетчерская служба могла выполнить свои обязанности, она должна строиться при соблюдении ряда условий, которые могут быть сформулированы как требования полномочий, компетентности и оснащенности.

Полномочия диспетчера должны выражаться в делегировании (предоставлении) ему полноты власти, необходимой для решения всех вопросов оперативного управления без вмешательства руководителя предприятия. Одним из основных средств повышения авторитета главного диспетчера является назначение его заместителем главного инженера (менеджера) предприятия по оперативному управлению. Делегирование полномочий руководителя диспетчеру составляет основную черту диспетчерского руководства.

К диспетчерского персонала, особенно до главного диспетчера, предъявляются высокие требования в отношении профессиональных личных качеств. Первое необходимое условие - это компетентність. Главным диспетчером должен быть опытный руководитель-производственник, который до этого выполнял работы на уровне руководителя тех подразделений, контролировать и регулировать деятельность которых он призван.

Диспетчер должен иметь организаторские способности, хорошую память и быструю реакцию. Волевые качества - целеустремленность, настойчивость, решительность - должны сочетаться с безусловным корректностью поведения при выполнении своих обязанностей.

Современная диспетчерская служба должна иметь хорошую оснащенность средствами связи, компьютерной техникой, другими техническими средствами, без которых она теряет свое основное качество - оперативность.

Предпосылкой диспетчеризации служит надлежащий уровень организации производства, что выражается, прежде всего, в высокой культуре работы.

Основной задачей диспетчеризации является обеспечение ежедневного планомерного и ритмичного выполнения запланированного объема работ.

Базой диспетчеризации есть такие функции управления, как учет, контроль и регулирование.

Реализация этой задачи при условии своевременности поступления, полноты и достоверности информации, что учитывается, может быть осуществлена путем создания комплексной автоматизированной системы оперативного учета консультация. Такая система должна отвечать следующим требованиям:

- иметь высокую оперативность сбора и обработки информации;

- исключать дублирование в работе каждого звена системы;

- обеспечить предварительную обработку информации в пунктах ее сбора;

- исключить передачу в информационно-вычислительный центр предприятия избыточной информации;

- обеспечивать возможность синтезирования полученной информации в необходимых для управления разрезах;

- исключать и свести к минимуму ручной труд при заполнении первичной учетной документации.

Информация о ходе производства должна включать:

o выпуск изделий и их составных частей;

o движение деталей и изделий по операциям технологического процесса с указанием времени;

o время пролеживания деталей и сборочных единиц;

o движение заделов деталей за рабочими местами;

o передача деталей и сборочных единиц между участками цеха и отдельными цехами предприятия;

o нехватка всех видов;

o поступление материалов, заготовок, оснастки и инструмента в цеховые кладовые и выдача их на рабочие места;

o время работы и простой оборудования;

o выход оборудования в ремонт и из ремонта;

o расход электроэнергии, топлива, воды, пара, горюче-смазочных материалов.

Функции диспетчерской службы вытекают из их основного содержания оперативного диспетчерского управления производством и могут быть предоставлены по этапам управленческого цикла в следующем виде:

♦ сбор, передача, обработка и анализ оперативной информации о ходе выполнения плановых работ, поступающей от организаций и подразделений, а так же о допущенных отклонениях от графиков работ;

♦ участие в рассмотрении недельно-суточных графиков выполнения работ, поставок материалов, работы механизмов и транспорта;

♦ контроль над выполнением недельно-суточных графиков всеми структурными подразделениями, внешними поставщиками и другими участниками производства, обеспечения постоянного воздействия на них;

♦ оперативное регулирование хода производства, координации работ, решение текущих вопросов, передача исполнителям оперативных распоряжений руководства;

♦ проведение ежедневных диспетчерских совещаний;

♦ подготовка рапорта руководству о выполнении сменно - и недельно-суточных графиков.

Служба главного диспетчера осуществляет следующие основные функции:

- контроль хода выполнения производственной программы по основным видам изделий и по стадиям производственного процесса;

- принятие мер по предупреждению перебоев в производственном процессе;

- учет и анализ внутрисменных простоев оборудования;

- учет и контроль обеспечения рабочих мест всем необходимым. Кроме того, диспетчерская служба готовит и участвует в оперативных совещаниях, проводимых руководством, контролирует диспетчерские службы подведомственных организаций, координирует действия производственных подразделений в аварийных ситуациях и т. д.

состав системы диспетчеризации входят:

o сеть диспетчерских пунктов;

o диспетчерский персонал;

o оперативно-диспетчерская информация и документация;

o комплекс технических средств связи и других устройств, обеспечивающих сбор, хранение, передачу, обработку и отображение оперативно-диспетчерской информации.

Диспетчеризация является составной частью действующей или планируемой автоматизированной системы диспетчерского управления - высшей формы диспетчерского управления.

 

 

Лекция 9.

Тема лекции: Организация контроля качества продукции

План лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: