Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

 

Поэт, публицист, лидер кубофутуристов, первые стихи датируются 1912 годом, с 1913 по 1917 годы Маяковский написал четыре поэмы, одну трагедию – «Владимир Маяковский» (1914), множество стихотворений. Первоначально поэма «Облако в штанах» называлась «Тринадцатый апостол», название пришлось заменить по требованию цензуры. Поэма имеет подзаголовок – «Тетраптих» – это складень, состоящий из четырех картин, в иконописи – икон, каждая из которых имеет свой смысл, полностью поэма была напечатана только в 1918 году. Маяковский сам так расшифровал значение каждой из четырех частей – долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию, но поэму следует воспринимать не как богоборческую, это отрицание прежнего мира, конфликт поэта и пошлого мира, он отрицает любовь в тех формах, которые они приобрели в то время. Мария, героиня поэмы, оставила возлюбленного, потому что ее представления о любви сформировались под влиянием ложного, бульварного романизма – Джек Лондон, деньги, любовь, страсть. Брошенный ею, герой проклинает и подобное понимание любви и то искусство, которое создает такую любовь. По мысли поэта, современное искусство не способно говорить о подлинных чувтсвах.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая –

ей нечем кричать и разговаривать.

В поэме много реминисценций из Священного Писания, он бросает вызов и богу Отцу, Саваофу, Создателю. Однако Иисуса Христа, Богочеловека, сошедшего на землю, чтобы помочь «униженным и оскорбленным», поэт не отрицает – он чувствует свое родство со страдающим Богом:

Может быть, Иисус Христос нюхает

моей души незабудки.

Себя поэт считает тринадцатым апостолом, хотя он очень резок с Богом: «Ты думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. Небо! Снимите шляпу! Я иду!» Однако этим предостережением и угрозой не завершается поэма; мир находится в гармонии, Вселенная отвечает дружелюбно:

Вселенная спит, положив на лапу

с клещами звезд огромное ухо.

Любовная лирика Маяковского почти всегда трагична, трагическую окраску придает и восприятие мира как несправедливого, бесчеловечного. В лирике Маяковского – синтез лирического и гражданско-публицистического начал. Сюжет многих поэм обозначен несколькими чертами, любовный роман, как в «Облаке», описывается в конечной точке. Основная тема дореволюционных стихов – сам поэт и его трудные взаимоотношения с «городом и миром». у него много городских пейзажей, они не лиричны, а экспрессивны – вывески, «адище города», поэт и толпа («Нате», «Вам!»), ранимая душа и грубая действительность. Маяковский использует литературу, метафора гиперболическая. Маяковский с футуристами ездил по России с выступлениями, докладами. Футуристический эпатаж – шокирование публики проявлялось и в одежде – желтая кофта, разрисованное красками лицо. Любовная лирика вся построена на антитезе нежности и грубости, слабости и силы, себе, любимому, посвящает автор многие строки. Грубость – это защитная реакция поэта на отношение толпы к его таланту и искусству в целом. поэт называет себя «грубым гунном» – скрытая полемика с Брюсовым («Грядущие гунны»).

В поэме «Война и мир» – не только протест против империалистической войны, но и показ деградации человеческой личности в буржуазном мире, что изображено как страшная духовная эпидемия, поэму пронизывает антивоенный пафос, в ней и гимн новому человеку. Текст все время прерывается музыкой (графически – нотами), рефрен – вопрос о том, как пронести любовь к живому и уверенья: «верьте мне, верьте, придет он, человек». Поэма «Человек» построена как библейское описание жизни святого, хотя герой – лично сам Маяковский, представлено рождение поэта, его страсти, вознесение, возвращение на землю, поэма не оптимистична – погибнет все: «Со святыми упокой».

Вся поэзия Маяковского – установка на звук, на речь, он мастер рифмовки, рифмы усеченные, неточные.

Поэзия В.В.Маяковского(1893-1930).


Цель лекции:

 


  • выявление основных тем, образов, мотивов, стилевых особенностей поэзии 20-х годов

  • определение места поэзии В.В.Маяковского в истории русской поэзии

 

Вопросы к теме:

1. Общественно-историческая характеристика данного периода.

2. Основные темы, образы, мотивы, стилевые особенности поэзии 20-х гг..

3. Тема поэта и поэзии. Сатира, драматургия Маяковского.

4. Дискуссионные проблемы изучения творчества Маяковского.


Тезисы: Автобиографический очерк «Я сам». ЛЕФ (Левый фронт искусства) состоял в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного футуризма во главе с В. Маяковским (О. Брик, В. Арбатов, Н. Чужак, В. Каменский, А. Крученых и др.). ЛЕФ возник в 1922г. и просуществовал в спорах, борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928г. Теоретики ЛЕФ утверждали союз искусства с производством, функции «жизнестроительства», пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве - «литературу факта», репортажа, монтирования документов вместо вымысла, отменяемого как пережиток прошлого. Героическая лирика в период революции («Ода революции», «Левый марш»). Одическая традиция Маяковского отразилась в таких жанрах его лирики, как марши, поэтические обращения. «Левый марш» - положил начало маршевой традиции в литературе 20-х гг. Поэмы «В.И. Ленин» и «Хорошо!» - нравственное становление нового общества, новые отношения меж человеком и обществом, государством, межличностные отношения. Их гуманистический пафос – безраздельное слияние личных и общественных мотивов.

Стихи о поэте и поэзии раскрывают проблему «человек и время» под знаком творческого самосознания, под знаком трагичности миссии поэта («Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии»). Маяковский утверждает драматизм поэтического призвания и оберегает эту тяжелую ношу от прикосновения грубых критиков, чужих, далеких от поэзии людей.

Особое место занимает сатира Маяковского. Два его злейших врага – бюрократизм и мещанство («Прозаседавшиеся», «О дряни»). Театр Маяковского: сочетание реальности и фантастики, обращенность в зал, самообличение и саморазоблачение персонажей («Клоп», «Баня»).

Большая часть послеоктябрьской поэзии Маяковского ориентирована на поиски идеального, ростков нового в реальном. Образцы агитационной поэзии: обращения, призывы, речи, лозунги, реклама – связь с теорией соцзаказа, литература факта.

Метафорическое богатство поэзии, новые функции ритма и рифмы. Оценка собственного творчества в поэме «Во весь голос».


Задания для самоконтроля:

 


  • определить идейно-художественную платформу ЛЕФ

  • составить цитатный план (из работ теоретиков ЛЕФ)

 

Литература:

 


  1. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

  2. Русская литература ХХ века. Хрестоматия. В 2-х частях. Сост. А. Баранникова, Т.Калганова. – М.,1999.

  3. Метченко А. В.В.Маяковский: очерк творчества. М.,1982.

  4. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л., 1994.

 

 

 

Тема 5.3

С.А. Есенин

Поэзия С.А.Есенина (1895-1925).

Цель лекции:

 


  • Определение историко-литературного значения творчества Есенина.

 

Вопросы к теме:

1. Общая характеристика жизни и творчества С.А.Есенина.

2. Поэма «Инония». «Живое» и «железное» в лирике 20-х гг.

3. Есенин и имажинизм. «Москва кабацкая».

4. Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме.


Тезисы: Народно-поэтические истоки творчества – формирование образной системы. Первый сб. «Радуница». Поэтическая концепция революционного мира (сб. «Преображение»). Отражение социально-нравственных идеалов и иллюзий крестьянства в поэме «Инония». Природа и цивилизация, «живое» и «железное» в лирике 20-х гг. Поиски гармонии между человеком и миром. Есенин отражает трагическую судьбу русского крестьянства в революционных потрясениях, что рождает сложный двойственный характер творчества, отразился трагизм противостояния между городской цивилизацией и крестьянством. Этапным стала поэма «Сорокоуст». В структуре лежит антитеза, контраст, противопоставление враждебного города, который олицетворен в образе паровоза, и крестьянской цивилизации, которую олицетворяет маленький жеребенок. («Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда он, куда он гонится?/ Неужель, он не знает, что живых коней / Победила стальная конница?»).

В январе 1919 г. С.А.Есенин, Р.Ивнев, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др., именовавшие себя "Верховным Советом Ордена имажинистов", выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму (это оговаривалось специально) литературного направления - имажинизма. Имажинисты считали всякое содержание в художественном произведении таким же глупым и бессмысленным, как наклейки из газет на картины. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но насыщалось словесными образами. Критика тех лет отделяла Есенина от имажинистов, видя в них сильное разрушающее начало. Есенин действительно занимал в группе особую позицию, утверждая образность, основанную на естественной образности народного языка, а порой - как в статье "Быт и искусство" - вступал в прямую полемику (1921). Есенинская "теория образных впечатлений" изложена в трактате "Ключи Марии" (1918),

Поэма «Анна Снегина» - новый этап в творчестве поэта. Соотношение личности и истории, судьбы деревни в революции, образы крестьян. Лирическое и эпическое в поэме, тема любви, образ героини, гуманистический пафос поэмы. В эпических фрагментах зарождаются лирические мотивы и образы, которые, в свою очередь, внутренне подготавливаются эмоционально-лирическим состоянием автора-героя, и этот глубоко мотивированный общим поэтическим содержанием поэмы взаимопереход эпического в лирическое и наоборот составляет ее основной идейно-композиционный принцип. В основу поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с "девушкой в белой накидке" придает поэме лиризм. Эти два взаимопроникающих начала становятся определяющими в сюжете поэмы, проявляются в стиле и интонации произведения.


Задания для самоконтроля:

 


  • определить идейно-художественную платформу имажинистов

  • составить цитатный план (из работ теоретиков имажинизма), определить, что отличало их от Есенина.

 

Литература:

 


  1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

  2. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

  3. Захаров А.Н. Поэтика Есенина. М., 1995.

  4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

 

 

Раздел 6

Особенности развития литературы 1930-1940-х годов

Тема 6.1

Становление новой культуры в 30-е годы.





















План

I. Вступление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: