Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы

«Деревенская проза» как особая творческая общность.


Цель лекции:

 


  • Показать «деревенскую прозу» как особую творческую общность.

  • Показать идейно-художественные особенности «деревенской прозы»

 

Вопросы к теме:

 


  1. Генезис «деревенской прозы».

  2. Общечеловеческая проблематика, художественно-стилевые особенности.

  3. Пафос исторической памяти, исследование русского национального характера (В.Шукшин, В.Белов, В.Распутин)

 


Тезисы: В 1960-1970-е гг. ярким явлением стала «деревенская проза». Всё чаще писатели показывают деформированные личности, потерю нравственных ориентиров, опустошенность, бездуховность. Рамки этой прозы шире деревенской темы. В р. Ф.Абрамова «Дом» показана послевоенная действительность: люди бегут из деревни, ищут работу полегче. Появляется новый социально-психологический тип человека, которому ничего не жаль и ничего не дорого. Одна его забота получше устроиться в жизни, можно и за чужой счет. Власть не заботится о сохранении деревни, она приходит в упадок. Название романа имеет символический смысл: Россия сильна семьей, домом, она сама Дом для человека. Разорение Дома несёт несчастья и может стать невозвратимой потерей. В п. Вас. Белова «Привычное дело» раскрывается мир русской деревни, в кот. живет многодетная семья Ивана Африкановича Дрынова и его жены Катерины. Герои простодушные, доверчивые, наивные. Они не умеют жалеть себя, не знают своих прав, для них священно то, что спасает в жизни, на что можно надеяться. Это своя изба, свое хозяйство. Это сосредоточение смысла жизни крестьянского мира. Дрынов часто повторяет фразу «привычное дело». «Привычное дело» - это тяжелый труд, нищенский быт, постоянное отсутствие денег, бесправие, на которое никогда они не жалуются. В.Распутин в п. «Прощание с Матерой» ставит проблемы связи поколений, исторической памяти, общечеловеческих ценностей, высшей правды добра и зла, человека и природы. Вместе с потерей связи поколений разрушается и нравственность, рождается соц. и семейная безответственность. Писатель рассматривает все аспекты этой сложной соц.-психолог. ситуации в координатах добра и зла. Разрушая природу, человек творит зло, кот. оборачивается против него самого. Вырастает поколение бездуховных, безответственных людей, не понимающих, что они творят. Писатель берёт под защиту общечелов. ценности, стремление сохранить природный мир. В.Шукшин занимает особое место в этом ряду. Его рассказы о «чудиках», повести, пьесы и киносценарии, населенные многими яркими характерами, привлекают своей наивной верой в добро. В городской жизни эти люди - вчерашние «сельские жители» - чувствуют себя неуверенно. Они отошли от своего крестьянского мира, но так и не стали горожанами. Часто это личности, оставшиеся на обочине жизни. Им хочется утвердить себя, привлечь к себе внимание, добиться уважения. Все эти авторы рисуют мир людей, у которых живы совесть и сердечность, жизнь которых держится на любви и взаимопонимании. «Деревенская проза» утверждала высокую духовность, значимость исторической памяти, бережное отношение к природе.


Задания для самоконтроля:

 


  • Споры в критике о термине «деревенская проза».

  • Определить черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи.

  • Определить стилистические пласты в языке «деревенской прозы».

 

Литература:

 


  1. Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;

  2. Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.

  3. Селезнев Ю. Василий Белов. М., 1983.

  4. Сурганов В. Человек на земле. М., 1981.

  5. Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М., 1984. (гл. 3,6).

  6. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.

  7. Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.

  8. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

  9. Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.

  10. Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.

  11. Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.

 

 























Тема 8.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: