Краткое изложение теоретических вопросов

 

Морфология – это раздел грамматики, изучающий слово, структуру слова, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений, части речи. Предметом изучения морфологии является слово и его различные формы.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы слов (самостоятельные и служебные части речи, модальные слова и междометия).

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове». Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение — обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своём проявлении определёнными лексическими группами слов.

Грамматическая форма — внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют словоформой.

Грамматическая категория — это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода, одушевлённости/неодушевлённости, числа, падежа, степени сравнения; глагольные категории вида, залога, наклонения, времени и лица.

В современном русском языке категория рода представлена тремя рядами форм (м., ж., ср.), двумя рядами категории числа (ед., мн.), шестью рядами категории падежа.

Различаются категории словоизменительные, то есть такие, члены которых могут быть представлены разными формами одного и того же слова, и несловоизменительные (классифицирующие), то есть такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова. К первым относятся число, падеж, время, лицо, степень сравнения. Ко вторым — род и одушевлённость/неодушевлённость у существительных.

Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных
Основные правила
В прилагательных, образованных от существительных, НН пишутся, если слово образовано от основы на н (каме нн ый-камень) и если слово образовано от исходного с помощью суффиксов – енн-, -онн -( изоляцио нн ый, ревизио нн ый).

Н пишется в прилагательных с суффиксами –ин-, -ан-,-ян-. (мыши н ый, орли н ый).

В прилагательных сви н ой, пря н ый, румя н ый, ю н ый пишется Н.

В кратких прилагательных пишется столько букв н, сколько их имеется в полной форме.
В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида, пишутся НН, от глаголов несовершенного вида – Н (поноше нн ый – поносить, броше нн ый – бросить, краше н ый – красить, варе н ый – варить).

В отглагольном прилагательном пишется НН, если оно оканчивается на -ованный, -еванный- (маринова нн ый – мариновать, циклёва нн ый – циклевать).

В полных причастиях пишется НН, в кратких – Н (ране нн ый пулей боец, волосы коротко стриже н ы).


Основные правила
Частица НЕ - отрицательная, НИ – усилительная.

НЕ пишется слитно:

1) во всех случаях, когда слова без НЕ не употребляются (ненависть, нелепый, нездоровится, нечаянно);

2) с существительными, прилагательными и наречиями на О, если в сочетании с частицей-приставкой НЕ они приобретают новое, противоположное значение (неприятель, неспециалист, небольшой, неуверенно);

3) с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (неопубликованный, неисправленный). Только при подчеркнутом отрицании НЕ пишется отдельно: Глухой был этот пустырь, не застроенный, не огороженный.

4) с прилагательными, причастиями и наречиями с пояснительными словами, обозначающими степень качества (в высшей степени, весьма, крайне, очень, совершенно, совсем, почти и т.п.)

5) в неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без предлога (некто, нечто, некому), в местоименных наречиях (негде, некуда, некогда), в наречиях невдалеке, неспроста и др., в предлогах несмотря на, невзирая на.

НЕ пишется раздельно:

1) с глаголами и деепричастиями (не был, не зная);

2) с существительными, прилагательными и наречиями на О, если имеется или подразумевается противопоставление (не осторожность, а трусость; нет, дом у них не большой; живет он не богато и не бедно);

 

3) с краткими прилагательными, являющимися частью составного сказуемого (не рад, не должен, не обязан);


4) со сравнительной степенью прилагательных и наречий (не выше, не ниже, не больше);

5) в отрицательных местоимениях, употребленных с предлогами (не с кем, не за что, не к чему);

6) с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова (не опубликованные при жизни писателя произведения);

 

  1. с краткими причастиями (работа не сдана);
  2. с числительными (не пять, не пятый);
  3. с местоимениями и наречиями (не он, не весь, не так, не здесь);
  4. со служебными словами;
  5. со словами, пишущимися через дефис (не по-русски, не по-старому).

Следует различать глаголы, в составе которых есть приставка недо- (недоедать, недосыпать), и сочетания частицы не и глагола с приставкой до- (не доедать, не досыпать).

 

 

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Какие орфограммы, встречающиеся в корнях слов, вы знаете?

2. Расскажите о написании сомнительных согласных.

3. Расскажите о правописании непроизносимых согласных.

4. Расскажите о правилах написания гласных после шипящих и ц.

5. Проговорите правила правописания безударных гласных в корне слова.

6. Расскажите о правописании приставок пре- и при-.

  1. Какой раздел языкознания называется грамматикой?
  2. Что изучает морфология?
  3. Что такое грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая форма?
  4.  Какие части речи называются самостоятельными и какие служебными?

5. 1. Сформулируйте правило написания Н и НН в разных частях речи.

6.      2. Сформулируйте правило написания Не и Ни с разными частями речи.

 







Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

1. Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвящение», 2013.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для
студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,
стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.
1. Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвящение», 2013.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для
студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,
стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.
1. Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвящение», 2013.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для
студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,
стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.

 

Раздел 5

Синтаксис и пунктуация.

 

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц.
Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.
В словосочетании имеются только подчинительные отношения.
Что касается соотношения между словосочетанием и словом, то они сближаются выполняемой ими функцией, причем словосочетания, подобно словам, имеют формы словоизменения, выражающие связь данного словосочетания с другими словами или словосочетаниями в предложении, например: книга брата, книги брата, книге брата и т.д. (изменяется стержневое слово); старый дом, старого дома, старому дому и т.д. (оба члена словосочетания имеют одинаковые формы словоизменения). Словосочетания могут и должны изучаться не только в составе предложения как его структурные элементы, но и вне его как лексико-семантические единства, образуемые по законам данного языка.
1.К числу словосочетаний не относятся пары, образуемые подлежащим и сказуемым, поскольку здесь налицо отношения, возникающие только в предложении (предикативные отношения);

2.Не образуют словосочетания также конструкции, связанные так называемыми полупредикативными отношениями, т.е. обособленный оборот и слово, к которому он относится;

3.Группа однородных членов (сочинительное сочетание) не образует словосочетания, так как не является сложным наименованием явлений объективной действительности. Правда, парные сочетания слов типа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т.п., образующие так называемые замкнутые сочетания, компоненты которых связаны соединительными (реже противительными) союзами, употребляются в номинативной функции и тем самым входят в разряд словосочетаний.

Под синтаксическими синонимами подразумеваются близкие по смыслу разнооформленные синтаксические конструкции, различающиеся либо оттенками значения, либо эмоциональной окраской, либо употребительностью в разных стилях речи, либо несколькими из этих признаков одновременно.

 

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:

• именные: яркие цветы (главное слово — существительное), очень скромный (главное слово — прилагательное), две подруги (главное слово — числительное); кто-то из ребят (главное слово — местоимение);

• глагольные: смотрит вдаль (главное слово — глагол);

• наречные: вместе с сестрой (главное слово — наречие).

 

Виды связи между словами в словосочетаниях:

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарёю (зарёю (какой?) — согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже.

Управление — это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: