Трудные случаи отграничения определений от дополнений

Второстепенные члены предложения (ВЧП)

Второстепенные члены предложения - члены предложения, распространяющие грамматическую основу. Следовательно, они не входят в нее. Само понятие «второстепенный член предложения» ввел Ф.И. Буслаев (понятия дополнение, определение, обстоятельство тоже принадлежат ему). Позднее, во всех грамматиках, начиная сАГ-50  Виноградова, используется термин «распространяющие» члены предложения, т.к они раскрывают предикативный минимум. В научной грамматике существует множество классификаций ВЧП. Кроме школьной, есть другие характеристики.

Классификация ВЧП

I. По занимаемым позициям ВЧП бывают:

1. Первой степени подчинения, которые относятся непосредственно к грамматической основе.

2. Второй степени подчинения, которые относятся ко второстепенным членам предложения. Например: Стоялаоченьтеплаяосень. ГО - осень стояла. Осень (какая?) теплая (первая степень подчинения). Теплая (в какой степени?) очень (вторая степень подчинения).

II. По составу (структуре) ВЧП бывают:

1. Нераспространенные ВЧП – это ВЧП, состоящие из одного слова.

2. Распространенные ВЧП – это ВЧП, включающие два и более компонентов. Например: Стояла осень, нравящаяся всем. Предложение распространено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, а оборот состоит из нескольких слов, т.е. это распространенный ВЧП. К таким ВЧП относятся причастные обороты, деепричастные обороты, словосочетания (он купил мебель красного дерева).

III. По количеству связей, направленных на второстепенный член предложения:

1. Присловные второстепенные члены предложения (по школьной практике - все присловные), т.е. относящиеся к одному слову в предложении. Стояла теплая осень.

2. Детерминантные (двойные, двунаправленные, дуплексивы). Это ВЧП, распространяющие не один компонент, а сразу несколько компонентов предложения, грамматической основы, относящиеся обычно к двум словам.   1) Я пришел домой усталый. ГО: я пришел. Усталый - это характеристика и сказуемого, и характеристика «я». В данном случае запятой не стоит, поэтому усталый относится к именной части сказуемого. Но можно было бы поставить запятую, тогда слово усталый являлось бы характеристикой только личного местоимения «я». Таким образом, усталый – это именная часть сказуемого, определение, т.е. одновременно и второстепенный, и главный член предложения. Данный второстепенный член раскрывает содержание всей ГО. 2)   На море стоялполныйштиль. ГО - штиль стоял. На море - конструкция, которая распространяет всю ГО, т.е. детерминант: стоял (где?) на море, штиль (какой?) на море (морской). На море - детерминант, обводится в прямоугольник, относится ко всей ГО, сверху - D.

IV. По количеству передаваемых синтаксических значений второстепенными членами предложения:

1. Однозначные (типичные) - член предложения, который выражает одно синтаксическое значение. Обычно ВЧП однозначны, если ЧР используются в своих основных синтаксических функциях. У прилагательного основная синтаксическая функция – определение (прилагательное и определение обозначают признак предмета). Существительное, основная синтаксическая функция - дополнение. Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, функции совпадают. Например: Стояла теплая осень. Теплая - определение, выраженное прилагательным.

2. Многозначные (синкретичные) - ВЧП, которые передают два или более синтаксических значений. ВЧП используется в дополнительном значении, основное значение пересекается с дополнительным. Например: Опушка леса. Опушка (какая?) леса. Опушка (чего?) леса. Возможно два вопроса, т.к один вопрос задается от главного члена предложения (опушка - при нем должен быть признак), слово «леса» - существительное, надо задавать к нему падежный вопрос. Реализуется 2 синтаксических значения – значение определения и значение дополнения.

* Школьные учебники. В традиционном учебнике не принято так рассматривать, далее надо создавать алгоритмы, чтобы понять, что это. У Бабайцевой это можно рассматривать двояко. Раздался стук в дверь. Стук (какой?) в дверь – определение. Стук (куда?) в дверь – обстоятельство. Стук (во что?) в дверь – дополнение. Совмещение 3 синтаксических значений (по Бабайцевой). Традиционный учебник говорит, что при существительном обстоятельства никогда быть не может, т. к. существительное действие не обозначает. Обстоятельство — признак действия. Но слово «стук» - сущ., нуждающееся в признаковой характеристике, которая и будет передаваться. Понимаем, что не дополнение, отказываемся от этой т.з. Следовательно, определение. В традиционном школьном учебнике все ВЧП рассматриваются как однозначные. Понятие «синкретичных членов предложения» - авторство Бабайцевой. В ее школьном учебнике есть такое понятие. Учебник Леканта, Разумовской относится к традиционным. В учебнике Леканта приведены четкие указания к определению члена предложения. По Леканту: опушка леса. Опушка — нет признака действия. При неотглагольных существительных могут быть только определения. Сравни: посадка леса. Обычно используются дополнения (чего?). Распространен прием трансформации. Опушка леса- лесная опушка, можно сделать признак. Посадка леса - так сделать нельзя, но можно: посадить (глагол) лес. Бабайцева обычно предлагает оперировать смысловыми вопросами. Сколько смогли задать, столько и будет значений у ВЧП.

V. По способу выражения ВЧП бывают:

1. Морфологизированные - ВЧП, у которых синтаксическое значение члена предложения совпадает с категориально-грамматическим значением ЧР. СЗ ЧП = КГЗ ЧР. Это значит, что слова определенной ЧР должны выступать в своих основных функциях. Например: Лесная опушка. Опушка (какая?) лесная, определение. СЗ определения - признак предмета, выражен прилагательным. Следовательно, перед нами морфологизированный член предложения.

2. Неморфологизированные ВЧП: между СЗ ЧП и КГЗ ЧР нет знака равенства. Например: Опушка леса. Опушка (какая?) леса. СЗ определения — признак предмета, но определение выражено существительным. КГЗ существительного — предмет, значения разнятся.

Термины «морфологизированный» и «неморфологизированный» член предложения предложены Л.Щербой. Другой пример: Меня охватило желание учиться. Желание охватило – это ГО. ВЧП: учиться. Желание (какое?) учиться, определение (инфинитив при существительном). СЗ - признак предмета, выраженный инфинитивом, а глагол обычно передает значение действия. Следовательно, учиться - это неморфологизированный ЧП, так как категориально-грамматическое значение части речи не совпадает с синтаксическим значением члена предложения. Школа выделяет согласованные (МЧП) и несогласованные определения (НМЧП).

VI. Функционально-синтаксические разряды / типы второстепенных членов предложения:

1. Определение

2. Дополнение

3. Обстоятельство

Каждый из второстепенных членов имеет разновидности по разным признакам. Основание для классификации в каждом случае разное.

Аспекты сравнения Дополнение Определение Обстоятельство
1.Позиция в предложении (определяется по опорному слову, к чему относится) Может относиться к существительному, глаголу, наречию. Позиции: 1. Приглагольная позиция (звонить другу). 2. Присубстантивная позиция: при отглагольном существительном (посадка леса). 3. Адъективная позиция (полезный для здоровья). 4. Приадвербиальная позиция (недалеко от дома). Присубстантивная позиция. Это отнесенность к существительному или его эквиваленту. Например: Наступило долгожданное завтра. Или: Теплая осень наступила. 1. Приглагольная (базовая позиция): Жить долго. 2. Приадъективная позиция: Очень умный 3. Приадвербиальная позиция: Слишком долго *Никогда не бывает присубстантивной! Стук (куда?) в дверь - невозможно!!!
2.Синтаксическое значение (семантический аспект) Имеет значение объекта (предмета), на который направлено действие. Реже может иметь значение объекта, на который распространяется значение признака. Имеет значение признака предмета (внешний или внутренний признак предмета).   Обстоятельство - признак действия или другого признака (признак признака).
3.Структурный аспект (способы выражения) а)Морфологизированные способы. Существительное или его эквивалент (местоимение) в косвенном падеже. Может быть выражено прилагательным, причастием, местоимением-прилагательным, порядковым числительным. Наречие, возможно - деепричастие, но в меньшей степени будет себя проявлять то, которое приобрело наречное значение (сидеть молча).
б)Неморфологизированные способы Инфинитив: Готовый помочь. Готовый (к чему, на что?) помочь. Подать (что?) обедать. 1. Существительное: о пушка леса. 2. Инфинитив: желание учиться. 3. Наречие: к офе по-турецки. 1. Существительное (или его эквивалент) в косвенном падеже: стоять возле дома. 2. Инфинитив: прилег (с какой целью?) отдохнуть.

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член, который обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на падежные вопросы, выражается существительными чаще всего или инфинитивами. Дополнения бывают прямые и косвенные.

а) Прямое дополнение относится к переходным глаголам и выражается:

1) Формами существительного или его эквивалента в винительном падеже без предлога: Смотреть фильм, читать книгу.

2) Существительным или его эквивалентом в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием: Не смотрел фильма.

3) Существительным в родительном падеже при обозначении части от целого. В научной грамматике — при частичном распространении действия. Например: Съел хлеба (часть), выпил молока.

б) Косвенные дополнения - это все остальные случаи (формы других косвенных падежей, а также В.п. с предлогом, инфинитивы). Инфинитив - только школьная точка зрения.

АГ - 70, 80 выделяют три вида дополнений:

1. Прямые дополнения.

2. Косвенные дополнения.

3. Инфинитивные дополнения.

Определение

Определение – этовторостепенный член предложения, обозначающий признак предмета, выраженный атрибутивными словами (прилагательные, причастия, местоимения, инфинитивы, существительные и т. д.). Классификация определений:

1. Согласованные определения - присоединяются к определяемому слову способом согласования (= морфологизированное определение), выражается атрибутивными словами. Например: твой день.

2. Несогласованные определения - присоединяется к определяемому слову: а) способом управления (падежная форма): опушка леса; б) способом примыкания (наречие, инфинитив). Это всегда неморфологизированные определения. Например: желание учиться.

3. Приложения - это особая разновидность определений, выражающая признаковую характеристику субстантивной формой (существительного). Например: а) Студент Иванов. Студент – это приложение к фамилии Иванов по роду деятельности. Обычно приложения обозначают характеристику лица или предмета по роду деятельности, по возрасту, по социальным признакам. Передают собственные наименования и прочее. б) Например: .Озеро Байкал. Озеро - определяемое слово, наименование - признаковая характеристика. У приложений нет согласования по роду, и по числу также не обязательно. в) Дед Щукарь (прозвище, возрастная характеристика лица; дед, приложение). Например: если в роли определяемого слова выступает личное существительное (называет человека), то определяемым словом будет «оно», 2- слово, которое к нему относится. Собственное существительное. Если неличное, то собственное: пес - определяемое слово, Шарик - кличка, которая является приложением. Если говорить о человеке, то имя будет определяемым словом.

Обстоятельство

Последняя разновидность второстепенных челнов. Обстоятельство – это ВЧП, обозначающий признак действия, или признак другого признака, отвечающий на вопросы где, куда, почему, зачем и т.д., выражающийся наречием, существительным, инфинитивом и т.д. Разряды обстоятельств классифицируются по их семантике (места, времени, образа действия и т.д.). Существуют трудные случаи отграничения приименных дополнений (они при имени) и несогласованных определений.

Виды обстоятельств

Вид обстоятельств  Вопросы Примеры
1. Места где? куда? откуда? Хорошо (где?) здесь. Я уезжаю (куда?) в деревню. Я приехал (откуда?) издалека.
2. Времени когда? с каких пор? до каких пор? как долго? Я встал (когда?) рано. С осени (с каких пор?) от дочери писем нет. До вечера (до каких пор?) не управимся.Три года (как долго?) от дочери писем не было.
3. Образа действия и степени как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? Мать смотрела (как?) ласково. Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком. Платье сильно (как? в какой степени?) выгорело. Он совершенно (в какой степени? насколько?) забыл родной язык.
4. Сравнения как? подобно кому? подобно чему? Кошка клубочком (как? подобно чему?) свернулась у печки.За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок.
5. Причины почему? отчего? по какой причине? Я молчал (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от голода. Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху.
6. Цели зачем? для чего? с какой целью? Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло. Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег.Я пошёл (с какой целью?) проведать друга.
7. Условия при каком условии? Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости. Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
8. Уступки вопреки чему? несмотря на что? Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию.Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше.

Трудные случаи отграничения определений от дополнений

Несогласованные определения Приименные дополнения

Если в предложении есть словосочетание по модели существительное + существительное, то зависимое существительное выполняет функцию:

Функция несогласованного определения, если: 1) Если главное слово в словосочетании – неотглагольное сущ., и зависимое вступает с ним в определительные смысловые отношения (опушка какая? леса). 2) Если существительное отглагольное, но зависимое вступает с главным в субъектные смысловые отношения (такое словосочетание можно трансформировать в ГО) (скрип какой? колес, т.е. колесный). 3) Если зависимое слово вступает с главным в атрибутивно-пространственные отношения (обстоятельства при сущ. быть не может). Плавание (какое?) по реке. Примеры: опушка (какая?) леса, скрип (какой?) колес, встреча (какая?) на улице. Функция приименного дополнения, если главное слово – отглагольное существительное (посадка, ремонт, встреча), которое вступает с зависимым словом в объектные смысловые отношения. Любое из них можно трансформировать в словосочетание по модели: глагол + существительное. Примеры приименного дополнения: посадка (чего?) леса, ремонт (чего?) колес, встреча (с кем?) с другом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: