Существуют различные основания для классификации простого предложения.
Классификация №1. По характеру членимости.
1. Членимые ПП – имеют ГО, и возможны второстепенные ЧП, т.е. это предложение, обладающее грамматической формой. 1) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. 2) Наступила осень.
2. Нечленимые ПП – предложения, лишенные грамматической формы, т.е. в них нет никаких членов предложения, ни главных, ни второстепенных. Увы. Ура.
Как членимые, так и нечленимые простые предложения всегда являются коммуникативными единицами и имеют двучленную семантическую природу: т.е. там содержится предмет мысли и его характеристика (они могут быть выражены разными формами, при этом могут различаться характером строения). Например, в двусоставном предложении: Наступила осень. Осень – предмет мысли. Наступила – его характеристика. Нечленимые: Увы. Увы произносится по какому-то поводу. Хорошо провел выходные – увы. Предмет мысли и его оценочная характеристика. Есть нечленимые предложения, которые называются коммуникативы / коммуникемы / слова-предложения (в АК). Коммуникемы – предложения без ГФ, но передающие определенную семантику и выполняющие коммуникативную функцию. Обычно они употребляются в диалогах (уже диалоговых единствах) в качестве ответных реплик-реакций. Обычно они передают значение утверждения-отрицания (подтверждения, согласия – сомнения, неуверенности). Способы оформления коммуникем:
|
|
1. Слова да и нет, используемые самостоятельно.
2. Фразеологические обороты, близкие по семантике к словам да и нет (почти да и др., близкие к ним). Держи карман шире (скорее нет, чем да). Как бы не так.
3. Междометные формы: ох, ах, бог знает.
4. Модальные слова, которые в членимых предложениях будут использоваться как вводные. Встретимся завтра? Конечно!
5. Модальные частицы. Встретимся завтра? Вряд ли. Едва ли. Разве. Неужели.
Нечленимые предложения обычно не распространяются. Их объем равен слову, словосочетанию / фразеологизму. Слова характеризуются морфологической неизменяемостью, не образуют словосочетаний. В науке продолжается дискуссия:
1. Коммуникемы есть. АГ-70 и 80, Галкина-Федорук, Валгина, Лекант и т.д. Меликян. У них есть два признака предложения: особая семантика + коммуникативная функция. Несмотря на отсутствие ГФ, все-таки есть определенные модели, по которым эти коммуникемы создаются.
2. Коммуникем нет. Шахматов, Виноградов. Это стилистические ошибки, погрешности, недочеты. Элементом разговорной речи, который нельзя употреблять в письменном синтаксисе.
Классификация №2. По способу выражения предикативных отношений (отношения между субъектом и предикатом). Классификация только для членимых предложений.
|
|
1) Двусоставные – характеризуются аналитическим способом выражения предикативных отношений. Грамматический субъект = подлежащее. Грамматический предикат = форма сказуемого. Субъект и предикат передаются расчлененно, т.е. разными словами. Наступила осень. Осень – холодное время года.
2) Односоставные – предложения с синтетическим способом выражения предикативных отношений. Один ГЧП для выражения предикативных отношений. Люблю поспать. Субъект – говорящий. Сказуемое - предикат. Было жаль уходящего лета.
Классификация №3. По наличию или отсутствию структурно-обязательных ЧП. Классификация для ОСП и ДСП. Односоставное не значит неполное. Членимые предложения могут быть:
а) Полные предложения – это предложения с полностью реализованной структурной схемой, с полностью реализованными связями и отношениями, в которых нет синтаксически незамещенных позиций.
б) Неполные предложения – это предложения с не полностью реализованной структурной схемой (предложение или словосочетание), предложение с незамещенными синтаксическими позициями, необходимость которых обусловлена информативной семантикой предложения и теми членами предложения, которые в нем уже есть. Якупиласинееплатье, а сестра – красное. В первой части полное односоставное предложение, включающее два ГЧП и дополнение. К прямому дополнению есть определение. Во второй части есть синтаксически незамещенные позиции: синтаксически незамещенная позиция сказуемого и синтаксически незамещенная позиция дополнения, к которому должно относиться определение. Эти позиции восполняются контекстом или речевой ситуацией. Неполные предложения: чаще отсутствует один из ГЧП (например, сказуемое), иногда не бывает и второстепенных ЧП.
3.6.1. Виды неполных предложений |
1. Контекстуально неполныепредложения – предложения, которые характеризуются пропуском одного или нескольких ЧП, которые словесно обозначены в предыдущем контексте. Обычно используются в монологе и диалоге, позволяют избежать повторов. Пропуск ЧП не меняет самой структуры предложения. Особенно активно используются в диалоговых единствах, в них опускается максимальное число компонентов, остаются элементы, которые несут абсолютно новую информацию. · Я поеду? (Полное двусоставное). · Куда? (Двусоставное неполное, восстанавливаем его по предыдущей реплике). · В город (Неполное двусоставное). · Зачем? (Неполное двусоставное). · По делам (Неполное двусоставное). Основным приемом анализа неполного предложения является его восстановление до полной формы. В школе изучают только контекстуально неполные предложения в качестве неполных предложений. |
2. Ситуативно неполные предложения – это предложения, из состава которых исключены ЧП, содержание которых подсказывается речевой ситуацией. Идет (о приближающемся трамвае). Неполное двусоставное. Форму сказуемого вербализуем. Это предложения, в которых обозначается действие или признак предмета, известного участникам речевой ситуации. Дрыхнет (о Захаре из «Обломова»). |
Признаки неполного предложения:
Каждое неполное предложение – всегда вариант полной формы. Сопоставление полного и неполного вариантов не должно рассматриваться как элемент ущербности неполного предложения. Существуют различные типы речи, в которых неполные предложения предпочтительнее (например, диалоги). В лингвистике спорили о грамматической природе неполных предложений:
· Пешковский, Шахматов, Виноградов говорили о том, что неполные предложения – это варианты полных с пропуском некоторых элементов. Они допустимы в речи, но в письменной речи их должно быть меньше.
|
|
· В 1953 году вышла статья И.А.Поповой в журнале «Вопросы языкознания», которая называется «Неполные предложения в современном русском языке»: в ней прозвучала мысль, что неполные предложения – это предложения с нереализованными синтаксическими позициями; было объяснено, что семантически такие предложения всегда понятны говорящему. Т.е. информативная семантика в них реализована полностью, а структура до конца невербализована. В этом специфическая особенность, преимущество данных конструкций.
· Во всех АГ (начиная с 50-х) данный тип конструкции описан в двух вариантах. Во всех учебниках по синтаксису об этом идет речь. Все исследователи разговорной речи (Н.А.Шведова, Г.Г.Инфантова, Е.А.Земская и др. ученые) подробно характеризуют различные типы неполных предложений в своих исследованиях. Обычно в контекстуально неполных позициях нереализована позиция сказуемого и второстепенных членов из группы сказуемого. А в ситуативно неполных обычно пропущено подлежащее и все, что связано с ним.
Эллиптические конструкции – это конструкции, в которых пропущен один из структурно обязательных ЧП; синтаксически незамещенная позиция может быть заполнена не конкретным глаголом, а глаголом из определенной тематической группы. Есть две точки зрения на понимание сущности эллиптических конструкций:
1. Разновидность неполных. Учебник Белошапковой.
2. Самостоятельный тип предложений с отсутствующими обязательными элементами. Учебник Валгиной, Леканта. В грамматике не разобраны. Мы будем придерживаться позиции Леканта. Я - к Вам. В данное предложение можно подставить многие глаголы со значением бытийности, движения (прибыл, пришел и т.д.). Обычно в таких предложениях пропускаются глаголы следующих тематических групп:
а) Глаголы, обозначающие семантику и движение, перемещение в пространстве. Начался пожар – я к выходу (направился, бросился, побежал).
б) Глаголы речи, мысли, чувства. Мы с вами встречаемся довольно часто, вы - все о погоде.
в) Глаголы интенсивного физического действия. Я к вам с добром, а вы меня – колом.
|
|
Это самые продуктивные модели эллиптических предложений. Данные предложения соотносятся не с каким-то конкретными конструкциями, а с предложениями, в которых возможно восстановление различных глаголов, поэтому формально они неполные, но отличаются от них разнообразием ряда глаголов, которые могут быть подставлены. Основная модель эллиптических конструкций: субстантивный ЧП (называющий деятеля) + ВЧП (относящийся к группе сказуемого). Поэтому восстанавливается именно сказуемое глаголом определенной тематической группы.
От неполных и эллиптических предложений нужно отличать устойчивые речевые формулы общения, представляющие собой фразеологизированные предложения, используемые в качестве приветствий, пожелай, для привлечения внимания. Они не создаются заново каждый раз, а воспроизводятся в готовом виде. Здравствуйте. Как жизнь, как дела. Спокойной ночи. В.Ю. Меликян эти предложения относит к коммуникемам.
Неполными могут быть не только двусоставные, но и односоставные предложения. Термины односоставный и неполный не являются тождественными. Примеры неполных односоставных.
1) -В каком классе учишься? Полное, односоставное, определенно-личное.
-В 11-ом. Неполное односоставное. (Учусь в 11-ом классе). Отсутствует ГЧП и слово классе представлено как обстоятельственная характеристика.
2) Ни звука. Ни крика. Ни шороха. Односоставные неполные. Перед нами дополнения, а ГЧП (слова нет) не используется.
Классификация №4. По наличию или отсутствию ВЧП все членимые предложения делятся на:
· распространенные предложения: ГПЧ + ВЧП. Теплаяосень.
· нераспространенные предложения: равные по объему грамматической основе. Приваловбоялся сделаться пристрастным.
Классификация №5. По наличию или отсутствию осложняющих компонентов.
1. Осложненные –предложения, в состав которого входят:
а) конструкции грамматически связанные с предложением (они являются членами предложения):
- обособленные ЧП (в том числе и уточняющие),
- однородные ЧП;
б) конструкции, грамматически изолированные в предложении (они не являются ЧП):
- вводные и вставные конструкции,
- обращение.
2. Неосложненные - предложения, в которых отсутствуют конструкции, перечисленные выше.
Классификация №6. По цели высказывания все ПП делятся на три группы:
1. Повествовательные – содержит сообщение о каком-либо событии или факте действительности. Повествовательная интонация, т.е. повышение тона голоса на одном из ЧП и ровное понижение тона голоса к концу предложения.
2. Вопросительные – выражают вопрос, характеризуются вопросительной интонацией, т.е. повышением тона голоса на вопросительном слове и к концу предложения. Использование вопросительных частиц, вопросительных местоимений и наречий в роли вопросительных слов (кто, что какой, который, чей).
3. Побудительные – содержат побуждение к действию, оформленное в виде просьбы, приказа, призыва, совета и т.д. Побуждение может быть разных типов. Характеризуются побудительной интонацией. Это повышение тона голоса и напряженное произнесение всей фразы. Есть два признака у этих предложений:
а) широкое использование форм повелительного наклонения в роли ГЧП (Исполняйте немедленно, думайте быстрее).
б) использование обращений.
4. Оптативные предложения. В современных учебниках по синтаксису появилась тенденция к выделению четвертого типа по цели высказывания: Оптативные предложения – это предложения, выражающие разного рода желательность. Используется форма двусоставного предложения и напоминают повествовательные и побудительные предложения, модальная лексика, которая в них используется для выражения желания. Я хочу спать. Ты должен выполнить домашнее задание.
Классификация №7. По эмоциональной окрашенности:
· невосклицательные предложения - это предложения, эмоционально неокрашенные. Осень.
· восклицательные предложения – это предложения с восклицательной интонаций. Осень!
Классификация №8. По цели высказывания простые предложения делятся на: | |||||
Повествовательные | Вопросительные | Побудительные | |||
Невосклицательные. Осень. | Восклицательные. Осень! | Невосклицательные. Осень? | Восклицательные. Ты до сих пор не сделал домашнее задание?! | Невосклицательные. Делай уроки. | Восклицательные. Делай уроки! |