Современная классификация учебных проектов

Метод проектов направлен на познавательный интерес школьников в учебном процессе, и главная идея данного метода заключается в успешной организации исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. В ходе работы наиболее важно задействовать все стороны физической и умственной активности школьника. Для того, чтобы определить, насколько эффективно данный метод будет использоваться в работе, необходимо иметь представление о современных классификациях учебных проектов.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей и имеет свои достоинства. Чтобы разобраться в них, требуется ознакомить учащихся с основной классификацией.

Проект может быть групповым и персональным.

Преимущество персональных проектов заключается в том, что учащийся сам выбирает формы работы над проектом, предлагает свои идеи и самостоятельно пытается найти информацию по выбранной теме, учитель всего лишь корректирует успехи школьника и помогает найти более выгодные пути решения проблемы. Также у учащегося формируется чувство ответственности за свой проект, тем самым это вызывает стремление учащегося достичь высоких результатов.

Преимущество групповых проектов основано на том, что учащиеся, работая в группе, прислушиваются к мнению других и развивают коммуникативные качества. Групповой проект может быть глубже и разностороннее за счет различных точек зрения. На каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуативный лидер, который организует работу остальных и отвечает за определенный вид деятельности. В рамках проектной группы могут быть предложены разные пути решения проблемы, что, как правило, повышает мотивацию учащихся.

Следующая современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

- информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

- исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

- творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т. п;

- ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

- масштабам деятельности;

- срокам реализации;

- важности результатов;

- количеству исполнителей;

- тематическим областям.

Не зависимо от типа проекта, все они непосредственно направлены на главную цель – быть неповторимыми и уникальными. Любой проект должен быть направлен на достижение конкретных целей и задач, ограничен во времени и иметь решение поставленной проблеме.

По комплексности проекты могут быть межпредметными и монопроектами.

Межпредметные – выполняются под руководством специалистов и экспертов из разных областей знания, во внеурочное время.

Монопроекты реализуются в рамках одной области знания или одного учебного предмета.

По характеру контактов проекты бывают – внутришкольными и внутриклассными, региональными, международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием средств современных компьютерных технологий и возможностей Интернета.

По продолжительности различают:

- Мини проекты – данный вид проектов может быть реализован на протяжении одного урока или занимать лишь его часть. Технология применения данного проекта состоит в том, что класс делится на несколько групп, каждая из них получает индивидуальное задание, обозначается время на его выполнение, после чего учащиеся должны ответить на поставленные вопросы, составить план ответа и представить его другим группам. В результате раскрываются цели урока, делаются выводы, что приводит к закреплению материала.

- Краткосрочные проекты – реализуются на протяжении 4-6 уроков или требуют около 30-40 часов. Данный вид проектов предполагает сочетание классный и внеклассных форм работы. Учащийся, выполняющий данный вид проекта, рассматривает проблему с разных сторон, использует различные формы работы, глубоко погружаясь в тему.

- Долгосрочный проект (годичный) – такой вид проекта может быть эффективен как в индивидуальной, так и в групповой деятельности и выполняется, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

- научная конференция;

- пресс-конференция;

- научный доклад;

- демонстрация видеофильма;

- деловая игра;

- инсценировка;

- экскурсия;

- театрализация;

- игры с залом;

- защита на Ученом Совете;

- спектакль;

- реклама;

- путешествие и др.

Критерии оценки проекта должны быть продуманы заранее и понятны, их должно быть не более 7-10. Оценивается, прежде всего, сам представленный проект в целом, основные моменты, а не только его презентация.

Позиция учителя заключается в задаче вопросов, которые в свою очередь, будут иметь координирующую значимость для презентующего проект ученика. Также учитель может выступать в роли специалиста, эксперта и руководителя. Позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Работа по проекту предполагает несколько этапов.

1) На первом, организационно-подготовительном этапе, определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.

2) На втором, аналитическом этапе, на основе анализа и творческой переработки полученной информации выстраивается образ индивидуальной организации исследовательской работы.

3) На третьем, практическом этапе, осуществляется сбор, анализ, обобщение информации из различных источников и идет оформление результатов деятельности. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (разработка самостоятельных театрализованных сценариев, компьютерная обработка данных, видеосъемка, и т.п.).

4) На четвертом, презентационном этапе, осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.).

5) На пятом, контрольном, оценочном этапе, происходит экспертная оценка проекта и самооценка проектной деятельности. Очень значимым является разработка критериев проектной деятельности учащихся. Она может варьироваться, в зависимости от типа проекта и возраста учащихся.

Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом.

Преимущества метода проектов:

Проект как метод представляет собой проблему с конечным, обоснованным результатом. В ходе работы учащиеся учитывают свои индивидуальные предпочтения, они сами выбирают тему, над которой им будет наиболее комфортно и интересно работать. Именно при выполнении творческого проекта происходит профессиональное самоопределение, учащиеся задумываются над вопросами: на что он способен и где может применить свои знания.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося, учитываются его индивидуальные особенности, что позволяет выявить творческие возможности и способности. Ведение уроков методом проекта позволит учащимся научиться ставить проблемы и решать их. Творческая научная деятельность способствует достижению одной из главных целей современной школы – воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика.


 

Литература:

1. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст]: монография / А.В. Бычков. – М.: Наука, 2000. – С. 47.

2. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования [Текст]: учеб. пособие / Чуракова О.В., Перелыгина Е.А. – М.: Флинта, 2006. – с. 166.

3. Господникова, М.К Проектная деятельность учащихся [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н.Б. Поляниной. – М.: ЛКИ КОМКНИГА, 2013. – С. 131.

4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: учеб. пособие / под ред.П.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2010. – С. 38.

5. Донцова, О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы [Текст]: учеб. пособие / О.В. Донцова. – М.: Академия, 2008.

6. Карпов, Е.Н. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы [Текст]: учеб-метод. пособие / под ред. Е.Н. Карпова. – М.: Просвещение, 2001. – С. 102.

7. Клименко, А.В. Проектная деятельность учащихся [Текст]: учеб. пособие / А.В. Клименко. –М.: ПИ и ОБЩ., 2002. – С. 3.

8. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст]: учебно-метод. пособие / Н.А. Краля, Ю.П. Дубенский. – Омск: ОмГУ, 2005. – 230 с. – С. 59.

9. Лазарев, В.С. Новое понимание метода проектов в образовании [Текст]: монография / В.С. Лазарев.  – М.: Просвещение, 2011. – С. 35-43.

10. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: учеб. пособие / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007. – С. 270-272.

11. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст]: монография / А.С. Сиденко. – М.: Завуч, 2003. – С. 59.

12. Ставрова, О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах [Текст]: монография / О.Б. Ставрова. – М.: Интеллект-центр, 2005. – С. 96.

13. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст]: учеб. пособие / И.Д. Чечель. М.: 1998. – №4 – С. 46-48.

14. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст]: монография / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – С. 14.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: