Тема 3. Правовое положение субъектов римского права

РИМСКОЕ ПРАВО

Методические указания

к организации контактной работы с обучающимися

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция,

направленность подготовки «Гражданско-правовая»

(программа бакалавриата)

 

 

Краснодар

КубГАУ

2019


Составитель: Т. В. Глинщикова

  Римское право: метод. указания / сост. Т. В. Глинщикова. – Краснодар: КубГАУ, 2019. – 22 с.

Методические указания содержат краткую характеристику основных аспектов контактной работы (аудиторной и внеаудиторной) преподавателя с обучающимися при изучении дисциплины «Римское право», требования по ее выполнению.

Предназначены для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность подготовки «Гражданско-правовая» (программа бакалавриата).

 

 

Рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета Кубанского ГАУ, протокол № 9 от 03.04.2019.

 

 

Председатель

методической комиссии                               А. А. Сапфирова

 

© Глинщикова Т. В.,

        составление, 2019

© ФГБОУ ВО «Кубанский

         государственный аграрный

         университет имени

          И. Т. Трубилина», 2019




ВВЕДЕНИЕ

Цель организации контактной работы преподавателя с обучающимся по дисциплине   «Римское право» – обеспечение качества общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность подготовки «Гражданско-правовая» (программа бакалавриата), что позволяет выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать компетенциями, способствующими его социальной мобильности и конкурентоспособности в современных условиях.

Контактная работа преподавателя с обучающимся по дисциплине   «Римское право» может быть аудиторной и внеаудиторной. Объем контактной работы отражается в рабочих учебных планах. Контактная работа преподавателя с обучающимся по дисциплине   «Римское право» включает в себя: занятия лекционного типа, занятия семинарского типа (семинары, практические занятия), индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, в том числе индивидуальные консультации и проведение зачета. Качество освоения обучающимся материала по дисциплине   «Римское право» оценивается преподавателем в ходе контактной работы (аудиторная и внеаудиторная) с обучающимся посредством текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (период сдачи зачета). Текущий контроль, осуществляемый преподавателем, обеспечивает выполнение студентом всех видов работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины (ответы на семинарах (практических занятиях), подготовку проектов документов, подготовку дискуссионных вопросов, сообщений, решение задач), активность студента в ходе учебной деятельности, посещаемость занятий, научно-исследовательскую работу и т.д.

Формой промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Римское право» является зачет.

 

1. АУДИТОРНАЯ КОНТАКТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИМСКОЕ ПРАВО» [1]

п/п

Наименование темы

 

Формируемые компетенции

Лекции

Практические

(семинарские)

занятия

очная заочная очная заочная
1 Предмет, исторические системы и источники римского частного права ОПК-5 ПК-2 2 2 2 -
2 Римский гражданский процесс ОПК-5 ПК-2 2 - 2 2
3 Правовое положение субъектов римского права ОПК-5 ПК-2 2 - 2 -
4 Римское семейное право   ОПК-5 ПК-2 2 - 2 -
5   Понятие и классификация вещей. Владение.   ОПК-5 ПК-2 2 - 2 -
6 Понятие и виды вещных прав   ОПК-5 ПК-2 4 - 2 2
7 Общие положения римского обязательственного права ОПК-5 ПК-2 2 - 2 -
8 Наследственное право ОПК-5 ПК-2 4 - 2 2

ИТОГО

  20 2 16 6

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ)

ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет, исторические системы и источники римского частного права

План занятия:

1. Понятие римского частного права. Отличие содержания римского частного права от права публичного.

2. Исторические системы римского частного права.

3. Понятие и виды источников римского частного права.

4. Рецепция римского права в Европе. Значение римского частного права для современной юриспруденции.

 

Задания:

1. Сообщения на темы:

- «Основные периоды развития римского государства и права»;

- «Известный юрист (оратор) классического периода римской юриспруденции»;

- «Теории происхождения термина «ius»;

- «Влияние греческой философии на римскую юриспруденцию республиканского периода».

2. Дискуссионный вопрос:

- Значение римского частного права для современного российского гражданского права.

Тема 2. Римский гражданский процесс

План занятия:

1. Понятие и основные виды исков.

2. Легисакционный процесс: понятие, формы, стадии.

3. Этапы формулярного судопроизводства. Сущность и структура преторской формулы иска.

4. Особенности экстраординарного процесса

Задания:

1. Сообщения на темы:

- «Дополнительные средства преторской защиты: интердикты, реституция, преторские стипуляции»;

- «Исковая давность»;

- «Историческая функция преторской фикции в развитии римской правовой системы»;

- «Значение эксцепции в развитии преторской системы права».

2. Дискуссионный вопрос:

- Значение преторских исков для формирования преторской правовой системы.

Решение задач.

Задача 1.

Выделите части формулы и укажите их названия: «поскольку Авл Агерий оставил на сохранение у Нумерия Негидия серебряный стол, по какому делу сейчас идет спор, все, что по этому делу Нумерий Негидий должен дать сделать Авлу Агерию по доброй совести, судья, присуди к этому Нумерия Негидия в пользу Авлу Агерия. Если не выяснится, оправдай».

Какова функция первой части формулы? Кто такие Авл Агерий и Нумерий Негидий? На чем основано требование истца?

Задача 2.

 «Если выяснится, что Нумерий Негидий должен дать Авлу Агерию 10 тысяч»;

«Если выяснится, что раб принадлежит А.Агерию по праву квиритов».

В чем состоит различие между интенциями вещного и личного исков? О каких лицах в них идет речь? Укажите интенцию личного и интенцию вещного исков.

 

Тема 3. Правовое положение субъектов римского права

План занятия:

1. Понятие лица и правоспособности в римском праве.

2. Условия возникновения и прекращения правоспособности.

3. Понятие дееспособности. Основания ограничения дееспособности.

4. Опека и попечительство.

5. Сущность и источники возникновения рабства. Пекулий.

Задания:

1. Сообщения на темы:

- «Правовое положение подвластных»;

- «Правовое положение вольноотпущенников»;

- «Правовое положение латинов и перегринов»;

- «Правовое положение, колонов»;

- «Юридические лица в римском праве».

2. Дискуссионный вопрос:

- Институты опеки и попечительства в римском и современном гражданском праве.

Решение задач.

Задача № 1.

После смерти домовладыки опекуном малолетнего Сея по закону стал Марий. Не получив одобрение со стороны опекуна, Сей заключил договор купли-продажи, по которому обязался продать дорогие фамильные украшения. Через некоторое время Марий прислал письмо, в котором утверждал сделку.

Действительна ли купля, заключенная малолетним? Можно ли считать, что Сей получил утверждение сделки опекуном? В какой форме дается утверждение опекуна? Можно ли опекуна принудить дать утверждение?

Задача № 2.

Домовладыка Гай указал в завещании, что после его смерти, в качестве наследника и опекуна его жены должен стать Нерон. После смерти Гая выяснилось, что Нерон, заключив невыгодную сделку, лишился своего имущества.

Может ли Нерон стать опекуном жены Гая? Изменится ли решение, если Нерон из друга семьи станет недругом? Какие лица становятся опекунами по закону? Какими качествами должен обладать опекун?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: