Тема 7. Общие положения римского обязательственного права

План занятия:

1. Понятие, сущность, виды, источники обязательств.

2. Прекращение обязательств.

3. Последствия неисполнения обязательств.

4. Реальные и консенсуальные обязательства.

5. Деликт как источник обязательства.

Задания:

1. Сообщения на темы:

- « Вербальные и литеральные контракты»;

- «Оборот требований по обязательствам (цессия и делегация)»;

- «Понятие и виды кражи по законам XII таблиц»;

- «Квазиконтракты и квазиделикты».

2. Дискуссионный вопрос:

- Классификация контрактов в римской юридической науке и ее развитие.

Решение задач.

Задача 1.

Сей нанял строителя Семпрония по договору подряда на строительство каменного дома. В контракт было включено условие следующего содержания: «Поскольку работа должна быть выполнена в камне, заказчик платит подрядчику 7000 сестерциев за каждый погонный фут: это деньги на закупку камня и на наем рабочей силы». Однако, работы были произведены некачественно.

Может ли Сей предъявить иск к подрядчику? Должен ли Сей оплатить стоимость всей, в том числе, и не завершенной работы?

Задача 2.

Луций заключил с Андромедом договор аренды жилого дома сроком на пять лет. Через четыре года Андромед, арендодатель Луция, продал дом Тицию. Тиций предложил Луцию освободить дом по причине отсутствия с ним договорных отношений.

Правомерно ли требование Тиция? Каким образом Луций может обеспечить защиту своих прав?

Задача 3.

Врач оперировал раба. Но в силу ошибки, допущенной врачом по неопытности, раб умер во время операции.

Виновен ли врач в смерти раба по закону Аквилия? Изменится ли решение задачи, если операция была проведена успешно, но врач не осуществлял должного ухода за больным?

Тема 8. Наследственное право

План занятия:

1. Понятие универсального и сингулярного преемства. Наследственная масса.

2. Наследование по закону в цивильном и преторском праве.

3. Открытие и принятие наследства. Формы принятия наследства. Лежачее наследство.

4. Наследование по закону в праве Юстиниана.

5. Наследование по завещанию: формы завещания, назначение наследника, основания недействительности завещания.

Задания:

1. Сообщения на темы:

- « Система наследования на разных исторических этапах»;

- «Приобретение прав наследника по давности»;

- «Назначение наследника под условием или сроком»;

- «Трансмиссия и цессия наследства».

2. Дискуссионный вопрос:

- Эволюция норм римского и современного гражданского права о содержании завещания

Решение задач.

Задача 1.

Павел, у которого было два подвластных сына и состояние в сорок тысяч сестерциев, попал в плен. Один из сыновей, взяв двадцать тысяч сестерциев для ведения коммерции, получил прибыль в десять тысяч сестерциев. Вскоре отец умер в плену.

Должны ли войти в наследство десять тысяч сестерциев, приобретенные одним из сыновей? Как должно быть разделено наследство между сыновьями? Если бы отец вернулся из плена, кому бы принадлежали десять тысяч сестерциев, приобретенные сыном после пленения отца?

Задача 2.

Луций Тиций, у которого был брат, составил завещание следующим образом: «Тиций, мой брат, будет моим единственным наследником, и если Тиций умрет (что, я надеюсь, не случится) прежде, чем вступит в права наследования, или у него не будет ни сына, ни дочери, тогда пусть будут свободны мои рабы Стих и Памфил, и пусть будут моими наследниками в равных долях».

Определите схематично порядок призвания к наследованию, установленный завещателем.

Задача 3.

В суде принцепса Марка Аврелия обсуждалось дело о завещателе, который разломал печать на завещании и стер имена наследников. На наследниках, чье назначение было аннулировано, лежала ответственность за перенесение легата. Марк Аврелий обратился за консультацией к юристам с вопросом, имеет ли завещание силу. Один из адвокатов ответил, что завещание, в котором нет наследников, силы не имеет. Другой адвокат выразил сомнение, указав, что легаты не были стерты, поэтому они должны иметь силу. Марк Аврелий, выслушав юристов, принял решение.

Какое решение принял Марк Аврелий?

 

ВНЕАУДИТОРНАЯ КОНТАКТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИМСКОЕ ПРАВО»

 

В течение периода изучения дисциплины преподаватель обеспечивает процесс освоения материла обучающимся не только в аудиторное время (лекции, практические (семинарские занятия), но и во внеаудиторное время.

Виды внеаудиторной работы соответствуют учебному плану и рабочей программе дисциплины на текущий учебный год.

С этой целью преподаватель проводит консультации обучающихся по дисциплине «Римское право» и по результатам ее изучения – зачет. При этом преподавателем учитываются степень освоения обучающимся знаний, полученных как при его контактной работе с преподавателем, так и при его самостоятельной работе, в том числе ответы на семинарах, практических занятиях, качество подготовки сообщений, проектов документов, решения задач, активность в дискуссиях, посещаемость. При систематической работе обучающегося в течение всего семестра (посещение всех обязательных аудиторных занятий, регулярное изучение лекционного материала, успешное выполнение в установленные сроки аудиторных заданий, активное участие в семинарах и т.д.) преподавателю предоставляется право выставлять отметку о зачете без опроса обучающегося.

Зачет служит формой проверки успешного усвоения обучающимся учебного материала лекционных, семинарских (практических) занятий. Преподаватель оценивает степень сформированности компетенций на этапе изучения данной дисциплины.

Вопросы к зачету соответствуют рабочей программе дисциплины на текущий учебный год.

Знания, полученные при освоении дисциплины «Римское право», могут быть применены обучающимся при подготовке выпускной квалификационной работы.  

 

Приложение 1

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: