Выборка (пол) | Условные обозначения показателей | Уровень выраженности качеств | ||||
Высший | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | ||
Мужская | 1 | ≥17 | 14-16 | 12-13 | 10-11 | ≤9 |
2 | ≥24 | 22-23 | 20-21 | 18-19 | ≤17 | |
3 | ≥18 | 16-17 | 15 | 13-14 | ≤12 | |
4 | ≥18 | 17 | 14-16 | 13 | ≤12 | |
5 | ≥21 | 19-20 | 17-18 | 14-16 | ≤13 | |
6 | ≥15 | 13-14 | 11-12 | 9-10 | ≤8 | |
Женская | 1 | ≥22 | 20-21 | 18-19 | 16-17 | ≤15 |
2 | ≥18 | 15-17 | 13-14 | 11-12 | ≤10 | |
3 | ≥19 | 18 | 16-17 | 15 | ≤14 | |
4 | ≥18 | 15-17 | 13-14 | 12 | ≤11 | |
5 | ≥21 | 19-20 | 17-18 | 15-16 | ≤14 | |
6 | ≥16 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | ≤9 |
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определение типа личности по методике Дж.Холланда
Характеристика типов личности по Дж.Холланду
1. Реалистичный тип
«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использование. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны вербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
|
|
2. Интеллектуальный тип
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип
Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип
Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеет способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипичный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
|
|
5. Предприимчивый тип
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Профессии: дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
6. Артистический тип
В отношении с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: история, филология, искусство.
Обработка результатов. Подсчитывается количество отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж.Холланда:
1-й столбец – реалистичный тип,
2-й столбец – интеллектуальный тип,
3-й столбец – социальный тип,
4-й столбец – конвенциальный тип,
5-й столбец – предприимчивый тип,
6-й столбец – артистический тип.
Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.
(см. следующие два листа)
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».
Протокол занятия
Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………………
I | II | III | IV | V | VI |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а | |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б | |
6а | 6б | 7а | |||
7б | 8а | 8б | |||
9а | 9б | 10а | 10б | 11а | |
11б | 12а | 12б | 13а | ||
13б | 14а | 14б | 15а | 15б | |
16а | 16б | 17а | 17б | 18а | |
18б | 19а | 19б | 20а | 20б | |
21а | 21б | 22а | |||
22б | 23а | 23б | |||
24а | 24б | 25а | 25б | 26а | |
26б | 27а | 27б | 28а | ||
28б | 29а | 29б | 30а | 30б | |
31а | 31б | 32а | 32б | ||
33а | 33б | 34а | 34б | ||
35а | 35б | 36а | 36б | 37а | |
37б | 38а | 38б | 39а | 39б | |
40а | 40б | 41а | |||
41б | 42а | 42б |
Опросник Дж.Холланда
1а Инженер-технолог | 1б Конструктор |
2а Завуч по внеклассной работе | 2б Председатель профсоюзного комитета |
3а Дизайнер | 3б Чертежник |
4а Ученый-химик | 4б Бухгалтер |
5а Политический деятель | 5б Писатель |
6а Повар | 6б Наборщик |
7а Адвокат | 7б Редактор научного журнала |
8а Воспитатель | 8б Художник по керамике |
9а Вязальщик | 9б Санитарный врач |
10а Нотариус | 10б Снабженец |
11а Переводчик художественной литературы | 11б Лингвист |
12а Педиатр | 12б Статистик |
13а Заведующий магазином | 13б Фотограф |
14а Философ | 14б Психиатр |
15а Оператор ЭВН | 15б Карикатурист |
16а Садовник | 16б Метеоролог |
17а Учитель | 17б Командир отряда |
18а Художник по металлу | 18б Маляр |
19а Гидролог | 19б Ревизор |
20а Заведующий хозяйством | 20б Дирижер |
21а Инженер-электронщик | 21б Секретарь-машинистка |
22а Главный зоотехник | 22б Зоолог |
23а Спортивный врач | 23б Фельетонист |
24а Водитель троллейбуса | 24б Медсестра |
25а Копировщик | 25б Директор |
26а Архитектор | 26б Математик |
27а Работник детской комнаты милиции | 27б Счетовод |
28а Председатель колхоза | 28б Агроном-счетовод |
29а Биолог | 29б Офтальмолог |
30а Архивариус | 30б Скульптор |
31а Стенографист | 31б Логопед |
32а Экономист | 32б Заведующий магазином |
33а Научный работник музея | 33б Консультант |
34а Корректор | 34б Критик |
35а Радиооператор | 35б Специалист по ядерной физике |
36а Врач | 36б Дипломат |
37а Актер | 37б Телеоператор |
38а Археолог | 38б Эксперт |
39а Закройщик-модельер | 39б Декоратор |
40а Часовой мастер | 40б Монтажник |
41а Режиссер | 41б Ученый |
42а Психолог | 42б Поэт |
|
|
Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6-ти типов личности и среды. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорционально расстоянию между соответствующими вершинами.
Р И
К Х
П С
Рис. 1 Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды.
Связь типа личности