Внутренняя политика России в XVII веке

В период правления Михаила Федоровича (1613-1645) фактически власть находилась в руках его отца-патриарха Филарета. На восстановление и укрепление государственности Московского царства направлены были усилия приемника царя Михаила — Алексея Михайловича (1645-1676).

В XVII в. происходит дальнейший рост крупной земельной собственности, преимущественно развивающейся теперь в форме поместного землевладения. Началось слияние земель в единую экономическую систему, укреплявшую и политическое единство страны.

Процессы, происходящие в обществе, отразило принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича. Важнейшей нормой явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян – тем самым отменялись "урочные лета". Подтверждался и запрет перехода крестьян в "Юрьев день". Эти меры означали юридическое оформление крепостного права.

Предпринимаются попытки реорганизации армии: создаются полки "нового строя", куда набирались по призыву люди, проходившие военное обучение под началом офицеров-иностранцев.

Середина – вторая половина XVII в. была наполнена социальными взрывами: Соляной бунт в Москве 1648 г. и Медный бунт 1662 г., вызванные усилением налогового гнета.

В начале 70-х годов XVII в. крупное восстание произошло в южных районах России. Во главе восставших стоял донской казак С. Разин. Восстание охватило значительную территорию Поволжья, но повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин в феврале 1671 г. был выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль.

Внешняя политика России в XVII веке.

Главная задача внешней политики – противостояние с Польшей, и возврат земель, отторгнутых ею по результатам Смуты. В 1632-1634 шла смоленская война, закончившаяся неудачно.

Крупнейшим историческим событием правления Алексея Михайловича является воссоединение Украины с Россией. В 1648 г. началось восстание украинских казаков против Польши. Причины восстания – экономическое, национальное и религиозное угнетение. В октябре 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. Казачья Рада в Переяславле 8 января 1654 г. высказалась за вхождение Украины в состав России. Началась новая русско-польская война (1654-1667). Вначале война протекала успешно для России. В это же время в пределы Польши вторглись шведы и заняли ее большую территорию. Тогда в октябре 1656 г. Россия заключает перемирие с Речью Посполитой, а в мае того же года начинает войну со Швецией на территории Прибалтики. Овладев рядом крепостей, русские подошли к Риге, но осада была неудачной. Тем временем возобновила военные действия Польша. Поэтому со Швецией в 1661 г. заключается Кардисский мир, по которому все Балтийское побережье оставалось за Швецией.

Война с Польшей закончилась подписанием в 1667 г. Андрусовского перемирия, согласно которому России возвращался Смоленск и все земли к востоку от Днепра, а затем заключением в 1686 г. "Вечного мира", закрепившего за Россией на вечные времена Киев.

Окончание войны с Речью Посполитой позволило России активно противостоять Османской империи и крымскому хану. В 1677-1681 гг. велась первая русско-турецкая война. В январе 1681 г. было подписано Бахчисарайское перемирие на 20 лет. Османы признали право России на Киев, земли между Днепром и Бугом объявлялись нейтральными.

 

Культура России в XIV-XVI вв.

Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры.

Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. В царствование Ивана Грозного был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV—XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Победе в Куликовской битве посвящены «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». В 1564-1577гг. идет переписка Ивана Грозного и князя А. Курбского, отражавшая борьбу идей самодержавия и феодальной демократии. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме» (инок Филофей). В 1564 г. в Москве И. Федоровым и была издана первая русская печатная книга — «Апостол».

В конце XV - начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Итальянец А. Фиораванти строит Успенский собор (1479). 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром, начав т.н. «шатровый стиль».

Живопись второй половины XIV—XV столетия — это век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: