Принцип самостоятельности

Быть самостоятельным – это значит осуществлять свою деятельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями. Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности и продуктивности.

 По характеру управления учебной деятельности можно выделить следующие ее виды:

· исполнительская – по инструкции и заданиям  учителя;

· частично самостоятельная – направляемая учителем;

· полностью самостоятельная - учащийся сам определяет цели и осуществляет учебную деятельность.

 Таким образом, степень самостоятельности определяется тем, насколько он владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и оценку ее результатов.

  По степени включенности творческих элементов в познавательную деятельность можно выделить следующие виды и уровни самостоятельности:

1) воспроизводящую самостоятельность – действия по образцу;

2) реконструктивную – частичное изменение образца, комбинирование;

3) эвристическую - внесение элементов нового, поиск, направляемый учителем;

4) исследовательскую – самостоятельный поиск и нахождение новых способов решения учебной задачи.

 Низкий уровень самостоятельности учащихся, как правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности, а также с несформированностью у большинства из них умений и навыков управления своей учебной деятельностью.

 Поэтому важнейшим дополнением и условием реализации принципа самостоятельности можно считать предложенный Л.В.Занковым принцип осознания процесса учения, требующий от педагога создания специальных усилий по формированию рефлексивных умений учащегося (осмысливать, почему и как протекает учебная деятельность, почему необходимо владеть именно этими способами действий, к чему они приведут и т.п.).

Правила реализации принципа самостоятельности:

1) Постепенно увеличивайте долю самостоятельной работы учащихся, обеспечивая переход от обучения под руководством учителя к самостоятельному обучению.

2) Равномерно распределяйте самостоятельную работу во всех звеньях учебного процесса, сочетайте школьные и внешкольные ее формы.

3) Инициируйте исследовательскую самостоятельную работу учащихся в разнообразных ее формах и методах.

4) Включайте учащихся в самостоятельную постановку и определение целей и задач, выбор способов и средств учебной деятельности, взаимооценивание и самооценку результатов.

5) Формируйте общеучебные умения и навыки, коммуникативные и организаторские умения, обеспечивающие самостоятельную работу учащихся.

6) Интенсивнее используйте современные технологии обучения, активизирующие самостоятельную работу учащихся (технологии модульного обучения; учебного, исследовательского, социального проектирования, компьютерные технологии и др.).

7) Сочетайте фронтальные формы работы учащихся с групповыми и индивидуальными, обеспечивающими постепенный переход от совместной деятельности учащихся к их самостоятельной учебной деятельности.

8)  Создавайте условия для самостоятельной работы учащихся посредством разработки различных методических материалов и средств (рекомендаций, программ, предписаний и т.д.).

9) Создавайте условия для регулярного оценивания, самооценивания, взаимооценивания самостоятельной работы учащихся.

Принцип доступности

Сущность принципа доступности заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержание, методы и формы обучения с познавательными возможностями и потребностями учащихся, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями.

       Доступность обучения – понятие не только объективное, но и субъективное: она зависит не только от того, что учащийся “может” в обучении в силу своих способностей и возможностей, но и от того, что он “хочет” в обучении – от уровня развития его познавательных интересов, мотивов учения.

   Реализация принципа доступности с учетом дополняющих его принципов развивающего обучения предполагает следование следующим правилам:

1.Обучая, учитывайте уровень не столько актуального, сколько потенциального развития учащегося, его интересы и потребности, жизненный опыт и личностные особенности.

2.Создавайте ситуации, побуждающие учащихся ставить перед собой трудную, требующую интенсивного умственного труда, но достижимую цель.

3.Устанавливайте оптимальный для каждого учащегося темп работы, стимулирующий интенсивную творческую деятельность.

4.Выбирайте соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям формы и методы обучения, используйте дифференцированные задания.

5.Делайте учебный материал доступным, включая его в разнообразные связи и отношения, демонстрируя применение и использование в практической деятельности.

6.Организуйте совместную деятельность учащихся, обеспечивающую коллективное выполнение трудной для учащихся деятельности и постепенное освоение, перевод ее в план индивидуально-самостоятельного осуществления.

7.Обеспечивайте доступность обучения за счет включения интересного, личностно значимого учебного материала и использования активных методов обучения, повышающих интерес к самой учебной деятельности и к ее результатам.

Принцип научности

Значение принципа научности связано с необходимостью усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, использования методов обучения, адекватных методам научного познания, направленных на развитие теоретического мышления, формирование подлинно научного представления об окружающем мире, о сущности процессов, лежащих в основе современных технологий, формирование научного мировоззрения.

Принцип научности предъявляет определенные требования к отбору содержания обучения, выбору методов и форм и следованию следующим правилам:

1.  Факты и теории, предъявляемые учащимся, должны быть научно обоснованы и доказаны. Разнообразные спорные теории и точки зрения могут использоваться лишь как гипотезы.

2. Акцентируйте внимание на теоретических вопросах и понятиях.

3. Выявляйте и делайте для учащихся зримой необходимость научных знаний для личностного развития себя как современного человека.

4. Систематически информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре, раскрывая их значение в современной жизни.

5. Используйте методы обучения, адекватные научным методам познания, развивайте системное мышление учащихся.

6. Включайте учащихся в исследовательскую деятельность, исследовательскую культуру и культуру мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: