Мотивационно-личностный аспект деятельности

Кардинальным в теории деятельности является положение о ней как целенаправленном процессе. Возникновение у человека целей обусловлено его потребностями и мотивами.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов, динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, общение и поведение.

Помимо элементарных биологических потребностей важно удовлетворение потребностей в социальных контактах и познании.

Потребность в контактах обнаруживается с рождения и по мере взросления ребенка постепенно преобразуется из простейшей реакции на окружающих, "комплекса оживления", в потребность общения, служащую поиску своего места в жизни, завоевания общественного признания и др.

Познавательная потребность реализуется с раннего возраста в виде активного добывания информации из внешнего мира.

Для каждой из потребностей связь с деятельностью проявляется на двух этапах: - Первый - до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность.

Второй - после этой встречи.

На первом этапе потребность не представлена для него. Со стороны поведения потребностное состояние в это время выражается в поиске, переборе различных предметов.

Процесс "узнавания" потребностью своего предмета получил название "опредмечивание потребности". В акте опредмечивания рождается мотив, который определяют как предмет потребности. Мотив - это то, ради чего совершается действие.

Второй этап связывания потребности с деятельностью характеризуется изменением поведения вслед за появлением мотива. Поведение принимает "векторную направленность", оно направлено на предмет или от него.

Один мотив может вызвать множество действий, которые собираются вокруг одного предмета. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом называют деятельностью, особенной деятельностью, особенным видом деятельности. Принято выделять игровую, учебную, трудовую, а также коммуникативную деятельность.

А.Н. Леонтьев также считает отличительной особенностью деятельности совпадение мотива и цели: деятельность побуждается тем предметом, на который она нацелена.

С позиций теории деятельности эмоции отражает преуспевание в осуществлении деятельности. Если деятельность протекает успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции.

При анализе деятельности сначала исследуется потребность, от нее путь пролегает к мотиву, а потом к цели и действию. В процессе осуществления деятельности постоянно формируются новые потребности и мотивы.

 

Бихевиоризм его преимущества и ограничения.

Бихевиоризм – это направление в психологии, изучающее поведение человека и животных как объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды.

Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

- Предметом исследования данного направления являются поведенческие реакции. Для того чтобы их зафиксировать, в исследованиях применяются метод наблюдения и описательная статистика. На фоне альтернативных подходов к изучению человека бихевиоризм оперирует реальными фактами, которые исследователь видит.

- Открытие нового в поведении, определение причин поведенческих реакций осуществлялись в ходе специально организованного эксперимента, где четко продумывались условия. Это давало возможность сравнения результатов у разных групп испытуемых.

- Психологические особенности личности изучались в этой школе объективно. Наблюдение, в отличие от интроспекции, позволяло экспериментатору не вмешиваться в протекание исследования, а только констатировать и описывать увиденное.

Несмотря на ряд достоинств, данная научная концепция обладает некоторыми недостатками:

- Исследователи не выделяли различий в поведении животных и человека. Определенные сходства между организацией психической жизни животных и людей есть, но это не дает права их уравнивать. Так, например, животным, как и людям, доступны некоторые эмоциональные переживания, но при этом способность к эмпатии является исключительно человеческим проявлением.

- Авторы подхода полностью игнорировали сознание как рациональное звено социальной активности человека. Идея концепции состояла в изучении стимулов поведения. Однако без учета способности людей к рассуждению и анализу ситуации такая схема объяснения поведения выглядит однобокой.

- Мотивационный блок личности и ее ценностные ориентации игнорировались. Поведение сводилось к совокупности действий человека. Его потребности, желания и эмоции не рассматривались в качестве причин тех или иных действий.

- Социальные основания поведенческих реакций не принимались во внимание. При этом наблюдать своеобразие поведенческих проявлений можно только в условиях межличностного взаимодействия. Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности.

- Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими. Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: