Основные направления изучения личности

С конца 30-х гг. 20 века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате появилось много различных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

В соответствии с бихевиористской теорией личности Д.Уотсона психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением. Задачу психологии он видел в том, чтобы научиться "просчитывать" и программировать поведение личности.

Основоположники гештальт-психологической теории личности Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. По их мнению построение психического образа происходит как мгновенное "схватывание" его структуры.

Психоаналитическая теория личности З.Фрейда анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора.

Когнитивная теория личности, основоположниками которой являются У.Найссер и А.Пайвио, главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям.

Гуманистическая теория личности Г.Олпорта, К.Роджерса и А.Маслоу объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

Среди рассмотренных теорий можно выделить три практически не пересекающиеся направления: биогенетическое, социогенетическое и персонологическое.

Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез, то есть, процесс индивидуального развития организма, с заложенной в нем филогенетической или исторически обусловленной, программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, короче, от структуры социальной деятельности индивида.

Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей. Суть гуманистической ориентации в изучении личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гуманистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного "я" лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

То есть, движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности. Основоположниками такого подхода стали Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. Они сформировали теорию деятельности.

В отечественной психологии можно выделить ряд других теорий.

Основоположники теории отношений - А.Флазурский и В.Н.Мясищев считали, что "ядро" личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения Б.Ф.Ломова и А.А.Бодалева, личность формируется и разви-вается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки Д.Н.Узнадзе и А.С.Прангишвили развивает представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: