Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.
Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя. Цель этой главы заключается в ознакомлении с понятием бессознательного и с фактами неосознаваемых психических процессов, а также в знакомстве с существующей классификацией проявлений бессознательного и результатами исследований ряда ученых.
|
|
По нашему мнению, наиболее удачно необходимый учебный материал по проблеме неосознаваемых процессов изложен в лекциях Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию». Именно они послужили основой для подготовки данной главы и рассмотрения изучаемой нами проблемы.
Принципы деятельностного подхода при изучении психических явлений
Основы деятельностного подхода в отечественной психологии заложены С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. При этом оба они исходили из марксистского понимания деятельности как динамической системы взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит воплощение в объекте психического образа субъекта и реализация отношений субъекта в предметной действительности.
Использование категории «деятельность» в XX веке стало отличительной чертой советской психологической науки. При этом в качестве базовых служили следующие положения:
а) о единстве психики и деятельности;
б) о деятельности как движущей силе психического отражения.
Категория «деятельность» в отечественной психологии рассматривалась в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования. В качестве первой функции деятельность рассматривалась как связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате в систему психологических знаний бь!ли введены такие понятия как «индивидуальная деятельность» и «совместная (коллективная) деятельность», выделены такие характеристики деятельности, как преобразующая, целенаправленная, чувственно-предметная и духовная.
|
|
В качестве объяснительного принципа психики категория «деятельность» используется при изучении различных областей психической реальности (познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов и др.) и при построении различных отраслей психологии (общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологии и др.).
Основными принципами деятельностного подхода являются: принципы развития и историзма; предметности; активности; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.