Структура сознательных образов

Структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;

Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;

Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности;

Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

Значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;

Следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»; Сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

 

 41. Объект и предмет психологического исследования.

Предметом науки, исследования выступает то, что необходимо выявить, познать, а это в первую очередь сущность психических явлений, их закономерности, тенденции, сущностные связи, отношения, особенности протекания процессов и механизмы функционирования психики.

Вот как определяется предмет психологии в учебном пособии, вышедшем под редакцией А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова в 1962 г.: «...психология изучает законы психической деятельности в ее развитии. Эти законы вскрывают, как совершается отражение объективного мира в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности»

       предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений, начиная от низших форм психического отражения и до высшей — сознания.

в качестве предмета психологического исследования могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, видов поведения, деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т.д., присущие их материальным носителям (отдельному индивиду, группе людей, высшим животным, сообществам таких животных).

Объект исследования. В отношении объекта психологии и экспериментального психологического исследования имеются более существенные разногласия. Но суть их сводится в конечном итоге к более упрощенному или к более методологически грамотному пониманию сущности и особенностей этой проблемы.

Ряд ученых-психологов считает, что объектом психологии и психологических исследований выступают: индивид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных (Н. В. Борцовская, А. Г. Маклаков, А. А. Реан, С. И. Розум и др.).

Но, во-первых, никто и никогда не видел человека, людей, животных без психики (к слову, так же как и психики без ее материального носителя).

Во-вторых, такое толкование непомерно расширяет объект психологии. Ибо человек, общество, животные являются объектами и других гуманитарных и ряда естественных наук.

Мы исходим из того, что объектом психологии как науки выступает то, что фиксируется, т.е. психические характеристики, свойства, качества, присущие его материальному носителю (животному, человеку).

Таким образом, каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою область объектов и специфический предмет исследования. В целом следует согласиться с мнением, что в психологии понятия объекта и предмета исследования относительны, подвижны, динамичны и характеризуются только во взаимной связи. Это объясняет во многом то положение, что в ряде учебных пособий, монографий по психологии понятие объекта психологии как науки не рассматривается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: