Понятие о личности. Движущие силы, условия развития. Современные теории личности

Личность - это система отношений (дружеских, семейных, производственных, политических и т.д.), а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями.
Движущие силы развития личности - это противоречия:

-общие (универсальные) противоречия - между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения

-индивидуальные противоречия- противоречия, характерные для отдельно взятого человека;

-внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека

- внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).
Условия разития личности

Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
физическое развитие- включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические(состав крови, костей, мышц) и физиологические(пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;
социальное развитие- связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными(нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

 в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

 в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

 в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

 в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Теории личности:

1. Аналитическая теория личности.Ярким представителем этой теории является швейцарский исследователь Карл Юнг. Согласно этому подходу, личность – это общность реализованных и врожденных архетипов.

 2. Психодинамическая теория личности. Ее представителем и основоположником является Зигмунд Фрейд. В рамках этой теории, личность – это совокупность агрессивных и сексуальных мотивов, защитных механизмов.

 3. Гуманистическая теория личности.Представитель – Адам Маслоу. Ее сторонники считают личность ничем иным как внутренним миром «я» человека.

 4. Когнитивная теория личности. Основоположник - Джордж Келли. Он считал, что единственное, что хочет знать человек – это то, что с ним происходило и произойдет в будущем. Личность – система личностных конструктов, которых происходит обработка личного опыта человека.

 5. Деятельностная теория личности. Ярким представителем является Антон Рубинштейн. Личность – это сознательный субъект, который занимает определенное положение в обществе и, в свою очередь, выполняет полезную для социума общественную роль.

 6. Поведенческая теория личности. Главный тезис этого направления гласит о том, что личность – это продукт учения. То есть личность – это совокупность системы социальных навыков и внутренних факторов.

 7. Диспозициональная теория личности.С точки зрения этой теории, личность – это система темперамента и социально обусловленных свойств.

 8. Современные теории личности. К ним относят: социодинамическую (теория поведения личности, в которой доминирующее поведение характерно именно внешней ситуации), интернационисткую (взаимодействие внутренних и внешних факторов) и теорию черт (теория типов личности, в основе которой лежит разность отдельных черт различных людей или же личностная целостность).

 






Понятие о характере. Характер и личность

Характер-В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка», Выражение «это характерно для него» означает, что определенные действия и поступки человека являются для него типичными и закономерными. Характер— система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Ли́чность— понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не сама личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не стоит забывать, что оно имеет определенную вероятность. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой
Если попытаться теперь совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то,ради чегоон действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: