Последствия чрезвычайных ситуаций определяются действием специфических поражающих факторов источников ЧС

·  Динамические (механические) факторы источников ЧС: в результате непосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны возникают различные ранения и закрытые травмы.

· Термические факторы: в результате светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха возникают ожоги, общее перегревание организма.

· Радиационные факторы: в результате аварий на радиационно опасных объектах и применения ядерного оружия возникают острая и хроническая лучевая болезнь.

· Биологические (бактериологические) факторы: в результате аварии на биологически опасных объектах и при применении биологического оружия возникают массовые инфекционные заболевания и массовые отравления.

· Химические факторы: в результате выброса аварийно опасных химических веществ, боевых отравляющих веществ, промышленных и других ядов вызывают разнообразные поражения.

· Психоэмоциональные факторы приводят к нарушению работоспособности, психической и нервной деятельности.

ВОПРОС №19 ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ «АВАРИЯ», «КАТАСТРОФА»

Авария – опасное событие техногенного происхождения, которое создаёт на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного типа транспортного процесса или наносит вред окружающей среде.

Катастрофа – широкомасштабная авария или другое событие, которое приводит к телесным, трагическим последствиям, связанным с гибелью людей и нарушением целостности экосистем, которые впоследствии вызывают губительные для всего живого на земле.

ВОПРОС №20 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ИСТОЧНИКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ.

Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация

1. Космогенная – Падение на Землю астероидов, столкновение Земли с кометами, кометные ливни, столкновение Земли с метеоритами и болидными потоками, магнитные бури

2. Геофизическая – Землетрясения, извержение вулканов

3. Геологическая – Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (обвалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури

4. Метеорологическая – Бури (9–11 баллов), ураганы (12–15 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри (потоки)

5. Гидрометеорологическая – Крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки

6. Морская гидрологическая – Тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый лед), обледенение судов, отрыв прибрежных льдов

7. Гидрологическая – Высокие уровни воды, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и преждевременное появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление)

8. Природные пожары – Лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых

Причины возникновения природных чрезвычайных ситуаций и опасных явлений:

· Закономерные природные процессы,

· негативное антропогенное влияние на развитие природных процессов,

· Случайность в развитии природных процессов.

Источником природной ЧС может являться опасное природное явление. Опасным считается такое природное явление, событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут оказать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Последствия включают в себя гибель людей и значительный материальный ущерб, вследствие стихийного бедствия

Мероприятия по их предупреждению:

· мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

· рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной безопасности;

· предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала.

Ликвидации в очагах поражения включают:

· разведку маршрутов движения и участков работ;

· локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

· подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

· поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

· оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

· вывоз (вывод) населения из опасных зон;

· санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

ВОПРОС №21 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ИСТОЧНИКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ.

ЧС техногенного характера – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Классификация

Транспортные аварии (катастрофы) – аварии грузовых железнодорожных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы), аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах, аварии на магистральных трубопроводах, аварии грузовых судов (на море и реках), аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках), аварии (катастрофы) подводных судов, авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов, наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов, орбитальные аварии космических аппаратов

Пожары, взрывы, угроза взрывов – Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов)

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ) – Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ, образование и распространение опасных химических веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии, аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ – Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ) – Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологических веществ, утрата биологически опасных веществ

Внезапное обрушение зданий, сооружений – Обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, обрушение элементов транспортных коммуникаций

Аварии на электроэнергетических системах – аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя транспортных электроконтактных сетей

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения – аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на тепловых сетях (система горячего водоснабжения) в холодное время, аварии в системах снабжения населения питьевой водой, аварии на коммунальных газопроводах

Аварии на очистных сооружениях – аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Гидродинамические аварии – прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием прорывного паводка, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях

Причины

· высокое количество потенциально опасных техногенных объектов;

· отказ технических систем из-за дефектов и нарушения режимов эксплуатации;

· «человеческий фактор» (ошибочные действия оператора технической системы, некомпетентность, неспособность человека справиться со сложной техникой, халатность при работе с механизмами);

· внешние негативные воздействия на техногенные объекты, в том числе и природные катаклизмы.

Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

§ оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

§ эвакуацию и рассредоточение;

§ инженерную защиту населения и территорий;

§ радиационную и химическую защиту;

§ медицинскую защиту;

§ обеспечение пожарной безопасности;

§ подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС и другие.

 

При ликвидации последствий ЧС техногенного характера осуществляют следующие мероприятия:

§ поиск пострадавших;

§ определение масштабов, степени и характера повреждений зданий и сооружений;

§ определение мест аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни пострадавших и затрудняющих проведение спасательных работ;

§ отключение поврежденных участков магистральных и разводных коммунально-энергетических и технологических сетей;

§ расчистка магистральных маршрутов движения;

§ расчистка подъездных путей к объекту ведения работ;

§ расчистка площадок для расстановки техники на объекте ведения работ;

§ обрушение (укрепление) строительных конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или затрудняющих проведение спасательных работ;

§ фиксация завалов от смещения;

§ высвобождение пострадавших (погибших) из-под завалов;

§ оказание пострадавшим первой медицинской помощи и врачебной помощи на месте;

§ эвакуация пострадавших в стационарные лечебные учреждения;

§ оборудование мест для свалки строительного мусора;

§ регистрация погибших (или их захоронение).

ВОПРОС №22 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ИСТОЧНИКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ.

ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация

· по причинам возникновения – непреднамеренные, вызванные случайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связаны со стихийными бедствиями, неурожаями, эпидемиями и пр.), и преднамеренные, спровоцированные действиями людей и общественными группировками (межнациональные и политические конфликты, войны и т.п.);

· по продолжительности действия – кратковременные (террористический акт, покушение, бандитский налет и т.д.) и долговременные (инфляция, безработица, межэтнический конфликт, война и т.п.);

· по скорости распространения – взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся (политические и военные конфликты) и умеренные, плавно распространяющиеся (предпосылки социальной революции или войны);

· по масштабам распространения – локальные, объектовые, местные, охватывающие небольшой населенный пункт, объект городского хозяйства, городской квартал, район (забастовки, демонстрации протеста, массовые беспорядки на объектах культуры, спорта и т.д.), и региональные, национальные, глобальные, распространяющиеся на огромные территории (экономические кризисы, межнациональные и военные конфликты, войны и т.д.);

· по возможности предотвращения – неизбежные (как правило, стихийные бедствия и эпидемии) и предотвращаемые (социально-политические и военные конфликты, крупномасштабные войны и пр.)

Причины

  • экономические кризисы,
  • разгул уголовной преступности,
  • широкомасштабная коррупция,
  • социальные взрывы,
  • экстремистская политическая борьба,
  • национальные и религиозные конфликты,
  • терроризм,
  • противостояние разведок,
  • военные столкновения.

К источникам социальных чрезвычайных ситуаций относятся:

· локальные и региональные конфликты,

· голод,

· диверсии,

· террористические акты,

· масштабные забастовки,

· сложная криминогенная обстановка и др.

К мерам по предотвращению чрезвычайных ситуаций социального характера могут быть отнесены локализация и подавление природных очагов инфекций, вакцинация населения и сельскохозяйственных животных и др. Важная роль в снижении ущерба природной среде отводится правильной эксплуатации коммунальных промышленных очистных сооружений.

ВОПРОС №23 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТЕЙ, ВЫЗЫВАЮЩИХ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

К основным причинам, вызывающим аварии и катастрофы техногенного характера относятся:

· износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;

· недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;

· недостаточна технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;

· недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;

· увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;

· недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;

· размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;

· недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;

· резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;

· отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

ВОПРОС №24 ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ СИЛЫ И СРЕДСТВА

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенные или привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, состоят из:

· формирований поисково-спасательной службы МЧС России;

· военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

· сил Государственной противопожарной службы МЧС России;

· формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

· военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· формирований гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней;

· специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

· служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;

· аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяются на 3 этапа:

начальный этап — проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению работ.

I этап — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

II этап — завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

На каждом этапе проведения аварийно-спасательных работ руководителем ОГ МЧС России, соответствующей КЧС (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) принимаются, в зависимости от складывающейся обстановки, решения (постановления) и отдаются распоряжения о проведении необходимых мероприятий.

ВОПРОС №25 СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ.

Средства коллективной защиты (СКЗ) – это средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

 

Средства коллективной защиты должны быть расположены на производственном оборудовании или на рабочем месте таким образом, чтобы постоянно обеспечивалась возможность контроля его работы, а также безопасность ухода и ремонта.

В зависимости от назначения выделяют следующие классы СКЗ:

· а) средства нормализации воздушной среды производственных помещений и рабочих мест;

· б) средства нормализации освещения производственных помещений и рабочих мест;

· в) средства защиты:

· – от ионизирующего, инфракрасного, ультрафиолетового и электромагнитного излучений;

o – магнитных и электрических нолей;

o – излучения лазеров;

o – шума, вибрации и ультразвука;

o – поражения электрическим током;

o – статического электричества;

o – высоких и низких температур окружающей среды;

o – воздействия механических, химических и биологических факторов;

o – падения с высоты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) — средства, используемые работником для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Средства индивидуальной защиты подразделяются на три группы:

1. Специальная одежда и специальная обувь

2. Технические средства

3. Смывающие и обезвреживающие средства

Специальная одежда и специальная обувь предназначены для защиты работающих от загрязнений, механического травмирования, избыточного тепла и холода, агрессивных жидкостей (комбинезоны, халаты, костюмы, сапоги, ботинки, валенки, косынки, кепи).

 

Технические средства индивидуальной защиты предназначены для защиты органов дыхания (маски, респираторы, противогазы), слуха (бируши, наушники, антифоны), зрения (очки, щитки, маски) от вибрации (виброзащитные рукавицы), от поражения электрическим током (диэлектрические перчатки, галоши, коврики), от механи­ческого травмирования (каски, страховочные пояса, рукавицы, перчатки) и других опасных и вредных факторов.

 

Смывающие и обезвреживающие средства предназначены для защиты кожи рук и лица от химических веществ и загрязнений (пасты, мази, моющие средства).


Классификация

1. Первая группа защиты – от механических воздействий, от общих производственных загрязнений, от поды и растворов нетоксичных веществ, от нетоксичной пыли, от скольжения по поверхностям. В нее включены подгруппы защиты от истирания, от проколов и порезов, от вибрации, от шума, от ударов в разные части тела, от возможного захвата движущимися частями, от­падения с высоты и средства спасения с высоты, от растворов поверхностно-активных веществ, водонепроницаемая, водо­упорная, от пыли стекловолокна, асбеста, дисперсной пыли, загрязненным жирами и маслами, обледененным.

2. Вторая группа защиты – от химических факторов (токсичных веществ, растворов кислот, щелочей, органических растворите­лей, в том числе лаков и красок на их основе, нефти, нефтепро­дуктов, масел и жиров). В нее входят подгруппы защиты от твердых токсичных веществ, от разных концентраций кислот и щелочей, от органических растворителей, ароматических веществ, неароматических веществ, хлорированных углеводородов, сырой нефти, продуктов легкой фракции, нефтяных масел и продуктов тяжелых фракций, растительных и животных масел и жиров.

3. Третья группа защиты – от биологических факторов. В нее входят подгруппы защиты от микроорганизмов, насекомых и пауко­образных.

4. Четвертая группа защиты – от радиационных факторов. В нее входят подгруппы защиты от радиоактивных загрязнений, от ионизи­рующих излучений.

5. Пятая группа защиты – от повышенных (пониженных) темпера­тур, искр и брызг расплавленного металла. Включает подгруппы защиты обусловленных климатом, от теплового излучения, открытого пламени, искр, брызг и выплесков расплавленного металла, окалины, от контакта с нагретыми поверхностями свыше 45 °С, от 40 до 100 °С, от 100 до 400 °С, выше 400 °С, от конвективной теплоты, от пониженных температур воздуха и ветра до - 20 °С, до -30 °С, до -40 °С, до -50 °С, от контакта с охлажденными поверхностями;

6. Шестая группа защиты – от термических рисков электрической дуги, неионизирующих излучений, поражений электротоком, воздействия статического электричества. К ней относятся подгруппы защиты от электротока напряжением до 1000 В, свыше 1000 В, электрических нолей, электромагнитных полей.

7. Седьмая группа защиты – состоит им одежды специальной сиг­нальной повышенной видимости.

8. Восьмая группа защиты – включает комплексные средства индивидуальной защиты.

9. Девятая группа защиты – средства индивидуальной защиты дерматологические. В нее входят подгруппы защиты средств гидрофильного, гидрофобного, комбинированного действия, от воздействия низ­ких температур, высоких температур, ветра, ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, С, насекомых, микроорганизмов, очищающие, регенерирующие, восстанавливающие средства.

Правила пользования

  • правильно применять средства индивидуальной защиты, выданные ему в установленном порядке. В случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, СИЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой.
  • ознакомиться при заключении трудового договора с «Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.
  • своевременно с окончанием соответствующего периода года сдавать для хранения до следующего периода года средства индивидуальной защиты, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры.
  • своевременно проходить инструктажи при применении средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники и др.), о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также тренировку по их применению.
  • своевременно ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) средств индивидуальной защиты.
  • своевременно сдавать средства индивидуальной защиты для стирки, обеспыливания и др.
  • не выносить средства индивидуальной защиты по окончании рабочего дня за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем – индивидуальным предпринимателем.

ВОПРОС №26 ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС): НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ И РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Основные задачи РСЧС:

§ Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения

§ Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях

§ Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

§ Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС

§ Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций

§ Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий

§ Ликвидация ЧС

РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

 

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

§ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

§ региональный — территорию нескольких субъектов РФ;

§ территориальный — территорию субъектов РФ;

§ местный — территорию района (города, населенного пункта);

§ объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

§ режим повседневной деятельности

§ режим повышенной готовности

§ режим чрезвычайной ситуации.

ВОПРОС №27 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

· своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

· укрытие населения в защитных сооружениях;

· использование средств индивидуальной защиты;

· эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;

· защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

· обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.

· защита населения на всей территории страны;

· дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

· заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

· необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

ВОПРОС №28 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. В Российской Федерации в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности.

В Стратегии определены и используются следующие основные понятия:

· "национальная безопасность" – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;

· "национальные интересы Российской Федерации" – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;

· "угроза национальной безопасности" – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;

· "стратегические национальные приоритеты" – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;

· "система обеспечения национальной безопасности" – силы и средства обеспечения национальной безопасности;

· "силы обеспечения национальной безопасности" – Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ, и др.

ВОПРОС №29 СИЛЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

· Вооруженные Силы,

· федеральные органы безопасности,

· органы внутренних дел, внешней разведки,

· обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц,

· службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,

· формирования гражданской обороны;

· пограничные войска, внутренние войска и т.д.

Организационно-правовые средства обеспечения различных видов безопасности личности, общества и государства. К ним относятся:

· особые правовые режимы жизнедеятельности населения территорий и объектов (режимы чрезвычайного положения, военного положения, режим контртеррористической операции, режим закрытых административно-территориальных образований);  

· определенный государственный порядок и правила реализации некоторых особо значимых и потенциально небезопасных для общества и государства прав и свобод граждан (правила охраны государственной и служебной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и боеприпасов к нему, государственное регулирование въезда в страну и выезда из страны граждан, паспортная система и регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства граждан, установленный порядок организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, государственная регистрация и лицензионные системы и т.д.);

· специальные предметно-функциональные виды государственной и негосударственной деятельности (оперативно-розыскная, частная детективная и охранная деятельность).

ВОПРОС №30 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

В ст. 2 Федерального закона «О безопасности» перечислены следующие основные принципы обеспечения национальной безопасности:

· соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

· законность;

· системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

· приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

· взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

ВОПРОС №31 ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РФ», «УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ»

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

ВОПРОС №32 ФАКТОРЫ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РФ

На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.

ВОПРОС №33 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Основными показателями, необходимыми для оценки состояния национальной безопасности, являются:

· удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

· доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

· ожидаемая продолжительность жизни;

· валовой внутренний продукт на душу населения;

· децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);

· уровень инфляции;

· уровень безработицы;

· доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;

· доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

· доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам.

ВОПРОС №34 ПОНЯТИЕ «ЭКСТРЕМИЗМ»: СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ.

Экстремизм – многоликое социальное явление, проявляющееся в различных формах, порождение нестабильных социально-экономических условий, национальных, политических, расовых, религиозных обострений.

существенные черты экстремизма. Главными из них являются:

· насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

· публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

· возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

· пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

· нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

· воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

· воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

· пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

· публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

· публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

· организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

· финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Основными видами экстремистской деятельности являются:

· религиозный экстремизм – это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, направленная на жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления, проявление крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве внутри одной конфессии (внутри конфессиональный и межконфессиональный экстремизм) и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий. Религиозный экстремизм обычно предусматривает не только распространение какой-либо религии, но и создание государственных или административных образований, в которых эта религия стала бы официальной и господствующей. При этом нередко преследуются и чисто экономические и политические цели. Таким образом, религиозный экстремизм несет в себе элементы экстремизма политического. Не менее часто здесь действует принцип, согласно которому представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные — ее противниками;

· политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

· религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти;

· националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного.

Экстремизм особо опасен тем, что он сопровождается разжиганием расовой, национальной либо религиозной розни; пропагандой или публичной демонстрацией фашисткой символики; публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности; ее финансирование и др. Эти действия имеют взрывоопасный характер и могут нарушить стабильность и расшатать общество.

ВОПРОС №35 ПОНЯТИЕ «ТЕРРОРИЗМ»: ЦЕЛИ ТЕРРОРИЗМА, ИСТОЧНИКИ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм - многообъектное преступление, главной целью которого является общественная безопасность, равно как посягательства на:

· жизнь и здоровье граждан;

· объекты критической инфраструктуры;

· природную среду;

· информационную среду;

· органы государственного управления;

· осударственных и общественных деятелей.

Виды терроризма

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ

Это тактика политической борьбы, заключающаяся в применении (или в угрозе применения) субъектами политики организованного насилия в целях коренного или частичного изменения конституционного строя либо экономических порядков в стране. Направлен на предотвращение или принятие каких-либо решений, относящихся к государственному устройству.

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ

Выражается в утверждении превосходства определенной нации или расы, направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию представителей иных народов.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо непримиримом противоборстве в рамках одной конфессии. Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений.

КРИМИНАЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Заключается в использовании уголовными преступниками методов насилия и устрашения, заимствованными из практики террористических организаций.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ

Наиболее опасен. Заключается в применении или угрозе применения химического и бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм имеет политические цели.

ЯДЕРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Состоит в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Под международным терроризмом понимают преступные посягательства на международный правопорядок или объекты, пользующиеся международной защитой, а также отдельные, индивидуально направленные террористические акции, которые распространяются на территорию более чем одного государства.

Терроризм представляет смертельную опасность для всего человечества. Известными фактами являются попытки отравления водопроводной воды, распыления радиоактивных веществ, применение оружия массового поражения в метро, угрозы применения горчичного газа, бациллы сибирской язвы, распространение которой могло бы сравниться по количеству жертв с действием термоядерного оружия.

ВОПРОС №36 ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ СИЛЫ И СРЕДСТВА, ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется на разных уровнях. Рассмотрим полномочия каждого уровня власти отдельно.

Президент РФ:

· определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

· устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью.

Правительство РФ:

· определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

· организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию, и ликвидацию последствий проявлений терроризма;

· организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: