Лекционное изучение материала с его освоение на семинарах должно сочетаться с самостоятельным анализом политической проблематики. Усилия преподавателя направлены на развитие у студентов навыков самостоятельного социологического мышления.
Знания, полученные в процессе изучения курса политологии, помогут выпускнику в практической деятельности и повседневной жизни для формирования активной гражданской жизненной позиции, обдуманного политического выбора, осознания себя как гражданина, ответственного за благополучие государства и общества.
Следует стремиться видеть живую, органическую связь мировоззренческих, политических, социально-культурных проблем, как со своей собственной жизнедеятельностью, так и с многочисленными проблемами развития общества и государства.
Все учащиеся, для закрепления полученного материала, получают следующее задание: Используя включённое нестандартизированное наблюдение при собственных контактах с политическими структурами давать оценку эффективности их деятельности.
Работа учащихся оценивается в течение семестра по результатам посещения занятий, участия в семинарах и выполнения самостоятельной работы.
Перечень информационных технологий и справочных систем, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
Информационные технологии
Студенту требуется иметь в своём распоряжении компьютер с выходом в интернет.
Информационные справочные системы
1. Университетская информационная система Россия (УИС Россия) -www.uisrussia.m.su.ru
2. Словари.Ру - http://www.slovari.ru
3. Публичная Интернет-библиотека. База данных по СМИ России - www.public.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам - window.edu.ru
5. Агрегатор научных публикаций - www.elibrary.ru
6. Российское образования: федеральный портал/ГНИИ ИТТ "Информика" -http://www.edu.ru/
7. Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru/
8. Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент." -www.ecsocman.edu.ru
9. Электронная библиотека "Научное наследие России" - www.nasledie.enip.ras.ru
10. Научная электронная библиотека - https://elibrary.ru/title_about.asp?id=7714
11. ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) - http://inion.ru/
12. Электронная библиотека Института философии Российской академии наук -https://iphras.ru/elib.htm
13. Библиотека Гумер - http://www.gumer.info/
14. Библиотека Воеводина - http://www.enbv.narod.ru/
15. Библиотека журнала Социологические исследования. Официальный портал Института социологии РАН - http://www.isras.ru/
Лицензионное программное обеспечение, обновляемое ежегодно
- Microsoft Windows 10 Pro;
- Abbyy FineReader 11.0;
- Adobe Acrobat Professional 11.0.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для изучения дисциплины «Политология» при реализации образовательной программы по направлению подготовки 39.03.01 "Социология" необходимо использовать следующие компоненты материально-технической базы университета:
1. Аудитория – 20 посадочных мест для проведения занятий лекционного типа, для семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации + портативный компьютер с выходом в Internet.
2. Библиотечный фонд
Приложение к рабочей программе
Дисциплины
Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Политология
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ п/п | Контролируемые темы дисциплины | Индекс контролируемой компетенции (или ее части) | Оценочные средства | Технология оценки (способ контроля) | |
наименование | №№ заданий | ||||
1 | 1. Политология | ОК-2, ОПК-3, ПК-01. | Вопросы к экзамену | 1-50 | Устное собеседование |
Оценочные средства для промежуточной аттестации
(включая экзаменационные задания, вопросы к зачету, задания, тесты, и другие виды контроля, интерактивные занятия, осуществляемые в процессе изучения дисциплины)
Вопросы к экзамену
Индекс компетенции | № задания | Формулировка вопроса |
ОПК-3 | 1 | Определение политологии |
ОК-2 | 2 | Предмет изучения политической науки |
ОПК-3 | 3 | Основные проблемы, изучением которых занимается политология |
ОК-2 ПК-01 | 4 | Место и роль политологии среди других социальных и гуманитарных наук |
ОПК-3 | 5 | Основные этапы развития политической методологии |
ОПК-3 | 6 | Какое содержание вкладывается в понятие политического? |
ОПК-3 | 7 | Место государства и власти в мире политического |
ОК-2 | 8 | Каковы сущностные характеристики власти? |
ОПК-3 ПК-01 | 9 | Каковы отличительные черты политической власти? |
ОПК-3 | 10 | Основные функции политической власти |
ОК-2 | 11 | Что такое политическая система общества? |
ОК-2 | 12 | Каковы основные функции политической системы? |
ОК-2 | 13 | Основные структурные элементы (подсистемы) политической системы. |
ОПК-3 | 14 | Определение гражданского общества |
ОК-2 | 15 | Каковы сущностные признаки гражданского общества? |
ОК-2 | 16 | Основные институты гражданского общества |
ОК-2 ПК-01 | 17 | Основные исторические вехи формирования гражданского общества |
ОПК-3 | 18 | Основные точки зрения по вопросу о времени возникновения гражданского общества |
ОПК-3 ПК-01 | 19 | Что такое политический процесс? |
ОПК-3 | 20 | Определение политической элиты |
ОК-2 | 21 | Краткая сравнительная характеристика теорий элит В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса |
ОПК-3 | 22 | Основные трактовки происхождения и природы государства |
ОПК-3 | 23 | Определение государства и основные конституирующие элементы государственной системы |
ОПК-3 | 24 | Каковы признаки государственного суверенитета? |
ОПК-3 | 25 | Основные функции государства |
ОК-2 ПК-01 | 26 | Что является основанием для классификации форм правления? |
ОПК-3 | 27 | Что такое монархия? |
ОК-2 | 28 | Каковы политические отличия дуалистической и конституционной монархий? |
ОК-2 | 29 | Что такое республика? Каковы признаки этой формы правления? |
ОК-2 ПК-01 | 30 | Каковы особенности политического процесса в президентских, парламентских и смешанных республиках? |
ОПК-3 | 31 | Определение политического режима |
ОК-2 ПК-01 | 32 | Что является основанием для различия демократических и диктаторских режимов? |
ОПК-3 | 33 | Термин "диктатура" |
ОК-2 ПК-01 | 34 | Каковы исторические предпосылки возникновения демократии? Универсальные черты демократии, характерные для любых её форм |
ОПК-3 | 35 | Чем отличатся авторитаризм современного типа от традиционного авторитаризма? |
ОПК-3 | 36 | Основные разновидности авторитарных политических режимов |
ОК-2, ОПК-3 | 37 | Каковы причины возникновения тоталитаризма? |
ОПК-3 | 38 | Краткое сравнение фашистского, нацистского и коммунистического политического режима |
ОПК-3 | 39 | Основные формы демократии. Каким образом можно раскрыть понятие "современная демократия"? |
ОК-2 ПК-01 | 40 | Основные признаки процесса глобализации |
ОК-2 ПК-01 | 41 | Соотношение понятия "правовое государство" и "социальное государство" |
ОПК-3 | 42 | Что понимается под политической партией? |
ОПК-3 | 43 | Основные функции политических партий |
ОПК-3 ПК-01 | 44 | Какие существуют типы избирательной системы? Форма правления и тип избирательной системы в Российской Федерации |
ОПК-3 | 45 | Особенности лидерства как модели политического поведения |
ОК-2 ПК-01 | 46 | Какие факторы определяют мотивацию политического поведения человека? |
ОПК-3 | 47 | Понятие "политическая социализация". Основные типы политической социализации |
ОПК-3 | 48 | Что такое политическая культура? |
ОПК-3 ПК-01 | 49 | Понятие "политическая психология" |
ОПК-3 | 50 | Что такое "политический символ", "политический стереотип", "политический миф"? |
Критерии и шкалы оценки:
- критерии оценивания – правильные ответы на поставленные вопросы;
- показатель оценивания – процент верных ответов на вопросы;
- шкала оценивания (оценка) – выделено 4 уровня оценивания компетенций:
высокий -более 80% правильных ответов;
достаточный – от 60 до 80 % правильных ответов;
пороговый – от 50 до 60% правильных ответов;
критический – менее 50% правильных ответов.
Тесты (тестовые задания)
Индекс компетенции | № задания | Тест (тестовое задание) |
ОК-2 | 1 | Тестовый вопрос: Автономное функционирование какой-либо социальной системы, правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам — это: а) демократия б) самоуправление в) анархия г) самоуправство |
ОК-2, ОПК-3 | 2 | Тестовый вопрос: Авторитетный член группы (толпы), выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи, — это: а) вождь б) администратор в) лидер г) начальник |
ОПК-3 ПК-01 | 3 | Тестовый вопрос: Автором классической теории бюрократии является: а) К. Маркс б) В. Парето в) М. Вебер г) Э. Дюркгейм |
ОК-2, ОПК-3 | 4 | Тестовый вопрос: Что означает понятие «государство»? а) это организация суверенной политической власти; б) это территория; в)это право на применение силы; г) это подчинение государственной власти. |
ОПК-3 ПК-01 | 5 | Тестовый вопрос: обыденное политическое сознание: а) формируется на базе жизненного опыта людей б) формируется определенными социальными группами в) формируется на основе научных исследований г) является обобщением политического опыта конкретного государства |
ОК-2, ОПК-3 | 6 | Тестовый вопрос: Гражданское общество — это: а) совокупность методов, средств и способов, с помощью которых властные органы осуществляют управление обществом и обеспечивают свое господство б) общество граждан, которое не зависит от государства и способно самостоятельно решать собственные проблемы в) отражение отношения к государству г) объединения, созданные с целью защиты граждан |
ОК-2, ОПК-3 | 7 | Тестовый вопрос: Важнейшим условием возникновения гражданского общества является: а) независимость гражданской сферы от государства +б) демократическое правовое государство в) динамичная социальная структура общества г) рыночные экономические отношения |
ОК-2, ПК-01 | 8 | Тестовый вопрос: принцип легитимности это: а) господство закона б) принцип китайской школы легистов в) способность власти создавать веру и убеждение в собственной законности г) принцип организации власти |
ОК-2, | 9 | Тестовый вопрос: Что является целью гражданского общества? сосредоточение власти в одних руках; реализация и защита общих интересов социальных групп; осуществления военного переворота. |
ОК-2, ПК-01 | 10 | Тестовый вопрос: Что значит национальное государство? а) особая форма политической организации общества в античные ч б) большое государство, которое объединяет несколько подчиненых центральной власти государств или народов; в) где субъектом государственной власти является нация как этнополитическое сообщество г) это олицетворение насилия над обществом |
ОК-2, | 11 | Тестовый вопрос: Что такое полицейское государство? а) где субъектом государственной власти является нация как этнополитическое сообщество б) отражает степень социальной справедливости; в) это суверенная организация публичной власти, которая базируется на верховенстве права, соблюдения закона; г) это олицетворение насилия над обществом; |
ОК-2 ПК-01 | 12 | Тестовый вопрос: Что такое правовое государство? а) где субъектом государственной власти является нация как этнополитическое сообщество; б) отражает степень социальной справедливости; в) это суверенная организация публичной власти, которая базируется на верховенстве права, соблюдения закона; г) это олицетворение насилия над обществом; |