Морской технический университет»
(СПбГМТУ)
| УТВЕРЖДАЮ |
| Декан факультета естественно - научного и гуманитарного образования |
| И.В. Евграфова |
| «___» _____________ 20___ г. |
| М. П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Политология
___________________________________________
| Направление подготовки, специальность | 39.03.01 Социология |
| Профиль | 39.03.01.01 Экономическая социология |
| Квалификация | бакалавр |
| Форма обучения | очная |
Санкт-Петербург
2016
Лист согласования рабочей программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины «Политология» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» (№ 1328, утвержден 12 ноября 2015 года), учебным планом 39.03.01.А.01.17.Д
| РАЗРАБОТЧИК: | |
| Козырев А.Б. к.ф.н., доцент. | |
| РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА | ||
| на заседании кафедры философии и социологии | ||
| «19» января 2016 г., протокол № 1 | ||
| Заведующий кафедрой | ||
| Солдатов А.В., д.ф.н., профессор | ||
| СОГЛАСОВАНО: | ||
| Учебно-методический отдел | И.В.Скударнова | |
| №__________ | Дата ___________________ | |
Цели освоения дисциплины
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Эта наука изучает тенденции функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность по реализации их политических интересов посредством политической власти.
Цель дисциплины – повышение уровня социально-экономической эффективности политической деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов. При этом у студентов формируется научное, адекватное и структурированное представление об общей политологической характеристике общества, направлениях его развития.
Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
В основу подготовки бакалавра заложен компетентностный подход. Результаты реализации данного подхода отражены в таблице.
| № п/п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: | ||
| знать | уметь | владеть | |||
| 1 | ОК-02 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций; | – основные политологические теории и концепции; – базовые категории политической науки с позиций различных научных школ и направлений; – важнейшие механизмы взаимодействия политической теории и практики; – теорию и историю становления и эволюции политических институтов, их место и роль в современном российском обществе; | – понимать специфику объекта и предмета политологии; – самостоятельно анализировать политологическую литературу; – использовать теоретические модели и геополитические тенденции для понимания сущности международных отношений; | – специфической терминологией политологии; – основными понятиями и базовыми концепциями теории мировой политики и международных отношений; – навыками сравнительного анализа политических систем, институтов и процессов; – основными теоретико-методологическими подходами в сфере политического прогнозирования; |
| ПК-01 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; | – основные закономерности и тенденций мирового и российского политического процесса; – основные этапы и характеристики развития политических идей в России и зарубежных странах; – особенности исторических традиций и их влияние на политические процессы. | – анализировать взаимоотношения органов государственной власти при различных формах правления; – разбираться в социально-культурных особенностях развития российского общества, а также в глобальных политических процессах современности. | – методами политического анализа исторического прошлого -методиками современных социологических теорий, позволяющими выявлять и разрешать противоречия между интересами индивидов и социальных групп | |
| ОПК-03 | способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью; | Методы социальных наук применяемых для решения политических задач | Применять методы конкретной социологии для решения политических задач управления. | Аппаратом конкретной социологии, методами социологического анализа. | |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Политология» Направление подготовки: 39.03.01 «Социология». Профиль подготовки: 39.03.01.01 «Экономическая социология». Дисциплина относится к циклу учебного плана «Вариативная часть» - Бл 1.Р.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в средней школе и на младших курсах университета. Для освоения дисциплины «Политология» необходим культурный диапазон, включающий в себя определённые знания экономики, всеобщей истории, истории культуры, философии, психологии и других дисциплин.
Базу знаний, необходимую для освоения данной дисциплины, формируют, прежде всего, ранее читаемый курс «Основы социологии». Знания, получаемые по данному курсу, готовят основу для освоения курса «Политическая социология».
Знания, навыки и умения, полученные в результате освоения дисциплины, могут быть востребованы в профессиональной деятельности будущих социологов, в управленческой, экономической, педагогической, научно-исследовательской и экспертной деятельности.
Изучение политологии является элементом профессиональной и общетеоретической подготовки специалиста и служит фундаментом для формирования политической культуры и воспитания квалифицированного и активного гражданина. Освоение данной дисциплины и аттестация по ней, наряду с другими дисциплинами гуманитарного и социального профиля, являются необходимыми для повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда.






