Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг, рейтинг) является системным проектом ведущих деловых объединений Российской Федерации и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АНО «АСИ»), который нацелен на поиск, выявление и тиражирование лучших практик по обеспечению благоприятных условий развития инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, и ежегодно формируется в соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года.
Национальный рейтинг позволяет учитывать оценку предпринимателями практики правоприменения и эффективности реализации реформ в российских регионах, то есть фактически он оценивает непосредственные усилия региональной власти по улучшению инвестиционного климата. Национальный рейтинг формируется преимущественно на основе опросов предпринимательского сообщества с использованием отдельных статистических показателей.
Основные задачи Национального рейтинга:
– оценка состояния инвестиционного климата, включая результаты внедрения основных инструментов государственной политики и работу региональных властей;
– выявление лучших региональных практик по отдельным аспектам инвестиционного климата;
– мотивация и стимулирование региональных органов власти к реализации комплексной политики по улучшению инвестиционного климата с применением лучших практик.
При разработке методологии Национального рейтинга учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата. Методология Национального рейтинга в 2017 году включала в себя 44 показателя по эффективности оказания государственных услуг для бизнеса, наличию и качеству инструментов защиты бизнеса, базового законодательства в инвестиционной сфере, уровню развития инфраструктуры и доступности ключевых ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности, уровню развития малого предпринимательства и т.д. Кроме того, в 2017 г. был произведен расчет по 30 дополнительным (внерейтинговым) показателям в целях анализа из применимости для расчета рейтингов будущих периодов.
Показатели Национального рейтинга группируются по 4 направлениям:
– «Регуляторная среда» (оценка эффективности процедур регистрации предприятий, прав собственности, подключения к электросетям, выдачи разрешений и лицензий);
– «Институты для бизнеса» (качество регионального законодательства о защите прав инвесторов, уровень административного давления на бизнес, эффективность организационных механизмов поддержки бизнеса, качество информационной поддержки);
– «Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры» (оценка качества и доступности инфраструктуры, качество и доступность финансовой поддержки, трудовых ресурсов, эффективность процедур постановки на кадастровый учет и качество территориального планирования);
– «Эффективность поддержки субъектов малого предпринимательства (СМП)» (оценивается уровень развития малого предпринимательства в регионе, качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки СМП, эффективность финансовой и нефинансовой поддержки СМП).
Новосибирская область поднялась на 19 позиций: с 46 места в 2016 году на 27 место в 2017 году. Улучшение показателей Новосибирской области связаны, в том числе, с показателями группы «Поддержка малого предпринимательства». Стоит отметить, что 88,4% субъектов малого предпринимательства осуществляют свою деятельность в городе Новосибирске.






