Специфические особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте

В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Недостаточный уровень социального интеллекта может в некоторой степени компенсироваться развитой эмпатией. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развивается его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение вставать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта.

Главное место в развитии социального интеллекта младших школьников, имеющих недостаточный жизненный опыт и небольшой по сравнению со взрослыми людьми запас знаний об окружающем мире, занимает исследовательская деятельность. Данный вид деятельности для младшего школьника является главным источником получения представлений об окружающей среде. Основной путь поддержания и развития поискового поведения младшего школьника – максимальное снижение ограничений на исследования. Для того, чтобы исследовательское поведение детей развивалось, они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности.

Исследовательское поведение ребенка универсально и может быть реализовано в любой предметной деятельности. Практически все окружающие ребенка предметы несут в себе большие возможности для развития навыков и умений исследовательского поиска. Особое значение для развития социального интеллекта в поисковой деятельности ребенка имеет игра, изобразительная деятельность, конструирование, общение со взрослыми и другими детьми, изучение природных явлений.

Социальный интеллект младших школьников формируется так же в процессе общения. Потребность общения удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Главная роль здесь принадлежит учителю, который показывает образцы нравственного поведения через оценивание учеников, их успехов и неудач. В начале обучения у младших школьников отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в учебной жизни. Процесс этот сложный и противоречивый. Очень часто активные дети захватывают инициативу в общественной жизни, но мотив их деятельности – желание показать себя, выделиться. На втором-третьем году обучения поведение школьника становится социально адаптированным. Устанавливаются более тесные контакты с одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Социальное взаимодействие постепенно начинает подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают всё глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников. Социальный интеллект уже в младшем школьном возрасте оказывает влияние на личные взаимоотношения. Оценка чувств, определение настроения своих одноклассников, понимание мотивов и их поступков способствует созданию дружеских, так называемых «малых» групп. В этих группах складываются свои нормы поведения, свои интересы. Осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагает анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, то есть определённый уровень развития рефлексии, которая является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младшего школьника в процессе учебной деятельности. Таким образом, рефлексия в младшем школьном возрасте формирует отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, – это отношение реализуется в основном через учебную деятельность как отношение к созданию и методам обучения, учителю, классу, школе. Учебная деятельность изменяет содержание эмоциональной составляющей социального интеллекта и соответственно определяет общую тенденцию личностного развития учащегося. На этот процесс существенное влияние оказывают родители, сверстники, более широкое социальное окружение, телевидение. По мнению Ж. Пиаже, общение детей, лишённое постоянного родительского надзора, позволяет им развивать рефлексию собственного развития. Однако другие исследователи полагают, что такое общение ослабляет рефлексивные процессы и тормозит процесс первичной социализации, мешая формированию социально ценных качеств ребёнка.

Телевидение оказывает важное воздействие на различные стороны развития младших школьников, в том числе на формирование социального интеллекта. Сопереживание, преодоление морального и коммуникативного эгоцентризма взаимосвязаны и составляют основу нравственного поведения ребёнка. В младшем школьном возрасте, как указывают исследователи, дети способны к сопереживанию, которое проявляется во взаимопомощи, желании быть рядом с товарищем в сложной ситуации. Подобные реакции обычно следуют за оказанием реальной помощи. Дети, как правило, сочувствуют тем, кто похож на них самих, то есть представителям того же пола, возраста, социальной группы. В разных формах совместной деятельности дети ближе и глубже узнают друг друга. Каждый ученик оценивается во втором, а тем более в третьем классе уже не по какому-то отдельному действию, не по случайному его поступку. Предметом оценки ребят становятся успехи в учении, основные черты его характера (весёлый, умный, много знает, всё умеет). На грани перехода в средние классы на первый план выступают нравственные черты личности. По ним, прежде всего, ребята и судят друг о друге. Главной особенностью развития социального интеллекта детей младшего школьного возраста является усложнение содержательных характеристик структурных компонентов социального интеллекта и переход его на более высокий уровень.

К концу младшего школьного возраста возрастает умение ребёнка владеть своими чувствами. В этот возрастной период у детей активно развиваются социальные эмоции, такие, как чувство ответственности, чувство доверия к другим людям и способность ребёнка к сопереживанию. К концу младшего школьного возраста всё большее значение для развития ребёнка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует эффективному развитию социального интеллекта.

Формирование и развитие социального интеллекта в младшем школьном возрасте происходит через научение, расширение знаний и опыта, а также при проведении специальной психологической коррекционно-развивающей работы, включающей тренировку компонентов, наполняющих структуру социального интеллекта. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, самоконтроля и самореализации, повышающих стрессоустойчивость. Высокий уровень развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте проявляется в таких свойствах, как адекватность, автономность и аутентичность. Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста позволяет более адекватно выражать чувства и эмоции, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, позволяет совершенствовать социальную компетентность, развивать эмпатические способности личности учащегося.

Развитие способностей младших школьников понимать чувства и выражать своё отношение к ним, непосредственно связано с личным успехом детей в различных видах деятельности: учебной, игровой, общение. Выражение чувств сопровождается интонацией голоса, мимикой, позой. Эти показатели позволяют лучше распознать чувства собеседника, более чётко сформулировать свои ощущения, помогает избежать ситуации, в которой партнёр по общению вынужден интерпретировать и вкладывать свой смысл в происходящее. Важнейший показатель высокого уровня развития социального интеллекта – регулирование собственной эмоциональной жизни школьника, что выражается в способности чётко определять свои эмоциональные состояния и желания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: